Вторую неделю в Великом Новгороде обсуждают новый облик фонтана «Садко». Неравнодушный новгородец покрасил гусляра Садко в золотой цвет, а царевну морскую Волхову – в серебряный. И пока новгородцы спорили, как это назвать – вандализмом или творчеством, полиция задержала художника, когда тот пришёл завершить свою работу. Мы решили узнать у Андрея Огнева, что подтолкнуло его раскрасить визитную карточку Великого Новгорода, какой смысл он вкладывает в свою работу, и готов ли отвечать за собственное творчество перед законом.
Андрей – коренной новгородец, ему 40 лет. Сам он себя называет «многогранной личностью», реализовывался и в творчестве – КВН, музыка, был режиссёром городских мероприятий, работал Дедом Морозом, и в бизнесе – руководил отделом в компании, которая поставляла пиломатериалы в Европу, владел магазином одежды, руководил базой отдыха «Ерёмина гора», занимался инвестициями...
– Накопив денег, я понял, что они не приносят счастья. То есть, приносят, но до определённого предела, – рассказывает он.
В поисках ключей от счастья Андрей отправился в Индию – уехал туда на полгода. Посещал места силы, а также закончил институт тибетской медицины и астрологии, где освоил целебные практики, например, массаж поющими чашами. Связано это было отчасти и с тем, что в тот момент нуждалась в помощи его мама.
– Конечно, это повлияло на меня. Это как просветление, очищение. Выходишь на другой уровень просветления реальности.
Ещё до этого, в рабочих командировках и путешествиях Андрей обращал внимание на то, как живут люди в других странах:
– Я смотрел, насколько они счастливые, дружелюбные, открытые, и пытался понять, а почему у нас люди грустные и больные. Там красоты больше. Самое простое – красота.
Ответ на свой вопрос новгородец нашёл в теории о воздействии цветов на психику. Особенно на него подействовал случай, когда знакомые испанки, приехавшие к нему в гости в Великий Новгород, настолько впечатлились тем, что здесь «всё серое», что сбежали домой раньше срока.
– Меня это оскорбило. Мне стало стыдно за место, где я живу. Я думаю, что чёрного и серого, как и грязи, в жизни новгородцев достаточно. Там, где грязь, там разрушительная энергия.
После этого Андрей стал пытаться продвигать свои проекты: ходил в администрацию, в ЖЭУ, различные службы, предлагал перекрашивать дома, в том числе и свой собственный, благоустраивать дворы, убирать мусор… Но всё безрезультатно.
– Нет никакого смысла. Я это называю – чёрная дыра.
Кстати, на уборку он выходит и самостоятельно: собирает мусор, оставленный горожанами на пляже, в роще у монумента Победы, в Коростыни, Курицко, Рюриковом городище.
Писал новгородец и мэру Сергею Бусурину:
– Они этими своими памятниками войнам уже весь город заставили. Мы что, воевать собираемся? Война кончилась давным давно. Вы ещё 1812 году ставьте памятники… Надо учить людей дружбе и миру, ставить памятники дружбе, на проспекте Мира – миру. Ищите механизмы, чтобы объединять людей, а не учить их агрессии.
Кстати, памятник «1812 году» в Великом Новгороде действительно есть. При этом Андрей отмечает, что с уважением и благодарностью относится к ветеранам.
В итоге на дело «Садко» новгородец пошёл один, уже ни с кем не договариваясь.
– Технология очень простая: пришёл в магазин и сказал, что мне надо покрасить металлическую конструкцию из баллончика. Спросил, надо ли наносить грунт, обезжиривать.
На вопрос о том, не стоит ли теперь покрасить все новгородские скульптуры, Андрей отвечает, что памятники не должны выглядеть так, как «Садко» до его вмешательства:
– Понятно, что и в Европе есть намеренно «застаренные» памятники, но есть и те, которые чистят, и они выглядят ярко.
Как рассказывает новгородец, некий Алексей, представившийся другом Эдуарда Курылёва, сказал ему, что в последние годы жизни скульптору было стыдно, что с 2000 года никто не уделяет никакого внимания памятнику.
Однако просто почистить «Садко» новгородцу показалось недостаточным:
– Это мой проект, моя идея, – говорит он о том, что стало с работой члена Союза художников СССР. – Я не хочу его чистить, зачем мне чистить? Ко мне пришёл во сне Садко и сказал: «Хватит думать, делай. Сделаешь меня золотым, Великий Новгород превратится в город счастья». Я создал проект «Фонтан Счастья». Там каждая деталь наделена великими и благородными смыслами и ценностями.
Многим новгородцам понравились золотой и серебряный цвета, выбранные художником. Оказывается, планировались ещё розовый для постамента и голубой – для его нижней части.
– Каждый цвет олицетворяет определённую эмоциальнную и энергетическую составляющую. Золотой – солнце, мужская энергия, благополучие, то, чего не хватает людям. Смотрите, наполняйтесь, и будете богаче. Почему купола делают золотыми, в церквях покрывают золотым цветом многие предметы, иконы – потому что это цвет благодати.
Серебро, по мысли художника, символизирует луну, женскую энергию, гармонию, спокойствие и – правду.
– То, чего не хватает нашей стране и городам, – считает Андрей.
Розовый – цвет любви. А остров любви располагался бы в океане доверия, небесно-синего цвета. И когда вода поднялась бы, это была бы общая композиция – небесная волна, а на ней остров любви...
Проект остался незавершённым: как раз перед задержанием Андрей планировал нанести ещё один слой краски на фигуру Волховы, покрасить постамент и закрепить результат лаком.
Членов градостроительного совета, раскритиковавших его поступок, Андрей называет «депрессивными деструктивными художниками». По его мнению, «нормальный» художник никогда не скажет, что золотой цвет может что-то осквернить.
По словам новгородца, на него завели уголовное дела по статье 214 УК РФ – вандализм.
– Я вообще не переживаю, даже если три месяца посижу. Или год исправительных работ дадут. Это для меня – «в другом кино побываю», и всё. Если штраф назначат, буду рад, если люди поддержат меня.
Тем не менее, Андрей обратился к новгородцам с просьбой поддержать его в другом: выступить за отмену уголовного дела. А пока художник собирается создать благотворительный фонд «Меценаты счастья», который будет заниматься проектами, направленными на повышение индекса счастья в Великом Новгороде.
Несмотря на нависающее над ним уголовное дело, новгородец настроен решительно:
– Я сейчас буду поднимать общественность, и люди даже из других стран будут втапливать за этот проект. Если люди меня поддержат, хочу предложить Сергею Бусурину и Андрею Никитину вместе завершить проект: под позитивную музыку втроём докрасить. Три месяца пусть походят люди и туристы, а потом все проголосуют – клёвый этот проект или не клёвый. Если не клёвый, я возьму пасту для полировки бронзы и верну, как было.
По мнению новгородца, никакой проблемы в том, чтобы вернуть памятнику прежний вид, нет. На вопрос о том, не могла ли краска навредить бронзе, он отвечает в высшей степени компетентно:
– Это всё бла-бла-бла. Пустые разговоры.
Не согласился художник и с тем, что странно сравнивать эстетику Индии, Италии и Великого Новгорода, наполненного православными храмами, и что яркие пестрые краски уместны не везде, особенно в пределах Окольного вала:
– Ну и что мы, в депрессии будем жить, что ли? Ну давайте вообще всё в серый цвет покрасим. Сделали граффити в центре города – круче не придумаешь. Все туристы, которые приезжают, говорят, что это круто. Раньше их некуда было сводить. По всему миру есть крутые арт-объекты, а у нас одни памятники войнам.
Фото Александра Парамонова и из архива Андрея Огнева