Уже совсем скоро стартуют в прокате «Звездные войны: Пробуждение Силы», новая часть легендарной саги Джорджа Лукаса, которая в конце семидесятых не только спасла «20thCenturyFox» от разорения, но и стала культурным мифом целого поколения конца двадцатого и начала двадцать первого века. Больше того, эта сага во многом определила не только общее развитие кино, размах жанра киноэпопеи, вошла в мировой культурный багаж, но определила и политический язык эпохи. Ведь первая часть, она же четвертый эпизод, «Новая Надежда» была кинематографическим осмыслением карибского кризиса. Да, в несколько сказочной, фантастической оболочке, но именно поэтому кино так плотно въелось в мозг обывателя.

Про новую часть саги известно уже достаточно много. Режиссер фильма – Джей-Джей Абрамс, сценаристами стали те же люди, что трудились над первыми частями, то есть 4-6 эпизодами серии. Действие будет развиваться через тридцать лет после завершения первой трилогии Лукаса, или через 34 года после битвы при Явине, когда Альянс Повстанцев уничтожил первую Звезду Смерти. В фильме будут присутствовать Люк Скайуокер, Хан Соло и Лея Органа, но будет и множество новых персонажей. Главный злодей, ситх Кайло Рен, вызывает у фанатов вселенной массу вопросов, поскольку это не имя, а титул, как пресловутый «Дарт», или лорд ситхов, которым Рен и является. Создатели «Пробуждения Силы» активно намекают, что настоящее имя героя зрителей может сильно удивить. Поклонники вселенной строят версии, самая популярная из них, что Кайло Рен – это Джейсен Соло, сын Хана Соло и Леи Органы, который в новеллах по мотивам вселенной стал ситхом. Правда, стал он им позже действия фильма лет так этак на шесть.

 

Но, на самом деле, новая часть «Звездных Войн» отменяет огромное количество материала, написанного и изданного в рамках развития вселенной ранее. Тут у фанатов вселенной случилась огромная трагедия. Те люди, которые не вылезают со страниц «Вукипедии», и у кого собрано все, что только можно, будут натурально рыдать. В принципе, уже сейчас рыдают. Например, главными сторонами конфликта в новом фильме объявлены «Сопротивление» и «Первый Орден», тогда как в «каноне», существовавшем до этого, были «Новая Республика» и «Новый порядок», или «Осколок Империи». И, кстати, в 35 году после битвы при Явине «по канону» Осколок и Республика сосуществуют вместе в составе Галактического Альянса. Понятно, что всего этого в фильме не будет и вселенная «Звездных войн» осуществит масштабную «перезагрузку». В общем, Джей-Джей «Звезда Смерти» Абрамс, оправдывая свою фамилию, наносит по фанатскому сообществу смертельный удар.

Впрочем, собирать все намеки сценаристов, режиссера и продюсеров по сети – неблагодарное дело, очень похожее на спойлеры по мелочи. Куда интереснее всё же поговорить о серии в целом, и о том, чем она стала для нескольких поколений зрителей. Стала чем-то важным, поскольку билеты на премьеру начали разбирать за несколько недель, а некоторые ходили в кинотеатр с попытками забронировать места за пару месяцев.

«Звездные Войны», если уж докапываться до мелочей – изначально довольно банальная, далеко не всегда логичная сказка. В общем-то, в строгом смысле её и научной фантастикой не назовешь. Поскольку что ситхи, что джедаи – это такие рыцари-волшебники со своим «тайным, мистическим знанием», просто вписанные в антураж межгалактического конфликта. Модное слово «технофэнтази», определяющее этот жанр, появится уже значительно позже. Но, как говорится, любим мы «Звёздные Войны» совсем не за это.

До нас эпопея Лукаса дошла уже в девяностые, на видеокассетах, и удачно легла в русло крушение нашей, советской, Империи. Тогда, давайте вспомним, большинство молодежи воспринимало крушение СССР как великое благо, как некий глоток свежего воздуха и начало перемен к лучшему. Разочарование стало приходить только в 93-м и позже. А пока «повстанцы» уже сокрушили «Империю» и пировали на её костях, веря, что вот теперь-то и наступила эпоха «Новой Республики».

Ко времени выхода второй трилогии «Звездных Войн», или глобального приквела, настроение россиян и их отношение к Империи и повстанцам несколько изменилось. Немало тому способствовала и Америка, которая ассоциировалась у тех, российских детей начала девяностых с настоящей Старой Республикой и землёй обетованной. Первый эпизод, или четвертая часть саги, «Скрытая угроза», стоит напомнить, вышел в 1999 году. Недавно отгремел дефолт. Все было очень и очень плохо, менялось правительство, волна бедности, неуверенности и нестабильности не просто захлестнула, а накрыла страну. И тут – новые «Звездные войны». Именно тогда начался тот пересмотр ценностей в России, который привел к появлению легендарного текста, начинающегося словами: «Всегда бесило, что джедаи в «Звездных войнах» преподносятся как положительная сила. Пора расставить точки над i». А далее следовал подробный социально-политический разбор: «Республика была республикой только на словах. Фактически это была феодальная военная диктатура. Сенат из-за многочисленности и бестолковости (типичный сенатор – Джа-Джа Бинкс) был говорильней. Реальная власть принадлежала совету джедаев, которые назначали сами себя. Из 12 членов совета 5 избирались пожизненно, еще 4 – на долгий срок, до добровольной отставки.

 

Контрразведки не было вообще. Для республиканских властей все оказалось сюрпризом: армия клонов, ситх-кукловод, приказ 66.

Бюджетный контроль был поставлен из рук вон плохо. Армию клонов невозможно создать без крупных ассигнований из федерального бюджета. Правительство даже не знало, что бешеные триллиарды уходят неизвестно куда.

Была ли у джедаев социальная база? Когда Палпатин устроил переворот, у власти не оказалось ни одного верного полка. А население отреагировало равнодушно.

Империя в Star Wars заключила с населением пакт: вы не лезете в политику, а мы вас не трогаем и обеспечиваем экономический рост. В новейшей истории такие режимы проявили себя как самые эффективные».

Больше того, если сейчас послушать неформальный сленг политологов и политтехнологов, то мы именуем себя «Империей Зла», которая «наносит ответный удар», с гордостью, равно как Путина периодически называют «Темнейшим», по аналогии с тёмными лордами ситхов. Про «Пал-Путина» и «Дарта Медвейдера» даже и вспоминать не стоит. Это, конечно, всё сетевые мемы, но в каждой шутке есть своя доля правды. Ведь первым СССР назвал «Империей Зла» Рейган.

Впрочем, «Звездные войны» ни в коей мере не стоит умалять до роли клюквы вроде «Красного Октября» или какого-нибудь русского космонавта в фильме «Армагеддон» (кстати, не самый отрицательный образ русских в американском кино). Они – нечто куда большее для того поколения, что было детьми в начале девяностых. Для нас, нынешних тридцати- и тридцатипятилетних, Люк Скайуокер стал другом и примером для подражания в самоотверженной борьбе и семейной драме. Мы же практически все из поколения неполных семей и «сложных отцов». Равно как идеальным папой для нас стал Т-800 из второго Терминатора, который опекал Джонна Коннора так, как хотелось бы нам, чтобы опекали нас. Ну, и понятно, что все мальчики того времени были влюблены в Гаечку из «Чипа и Дейла», а девочки – в героя диснеевских «Красавицы и Чудовища». Что интересно, именно в образе чудовища, а не принца.

Это было время американских сказок, поскольку из сказок русских мы уже выросли, а сказки советские стали неактуальны. Но мы в России смогли интерпретировать их по-своему, по-своему воспринять и запомнить. Именно поэтому в общем-то провальный в американском прокате «Терминатор. Генезис» в России собирал полные залы тридцати- и сорокалетних людей, когда, буквально, подросткам не оставалось в кинозале места. То же самое было и на «Черепашках-ниндзя», которые тоже пришли смотреть «дети девяностых». Так же, только еще круче, будет и с «Пробуждением силы». Ровно потому, что выросшее на «Звездных Войнах» поколение до сих пор интерпретирует многие аспекты жизни исходя из реалий, заданных в этой эпопее. Да, переосмысливая эти реалии, меняя плюсы и минусы, но оставаясь в ценностной парадигме сказки про извечную борьбу добра со злом.

Просто добро и зло расценивается нами теперь не так, как ожидал того Лукас, создавая  свою историю. И весьма возможно, что эта полярная разница, которая характерна для взгляда на «Звездные войны» – куда более правдивый и веский показатель нашей непохожести, чем любые политические разногласия. Впрочем, стоит снова подчеркнуть: рамки-то остаются едиными. И поэтому различия, возможно, не так уж и непреодолимы.

В общем, уже понятно, что залы на показах «Пробуждения Силы» в России будут ломиться от зрителей. Потому, что туда придём мы, последнее поколение «Империи». Вспомнить свое детство, когда трава была зеленее, а Дарт Вейдер – выше. 

Фото edmdroid.com