Первыми, кого встречают новгородцы, когда приходят в здание суда – это судебные приставы. От того, как организована работа людей в погонах, насколько хорошо исполняют они свои обязанности, зависит и безопасность во время судебных процессов, и даже настроение посетителей. Поэтому, чтобы узнать особенности службы сотрудников УФССП, мы обратились к заместителю главного судебного пристава Новгородской области Леониду  Казыгашеву.

Леонид Иванович, хотелось бы сразу привести пример из реальной жизни и спросить: вот человек приходит в суд, к чему ему надо быть готовым, какие основные нормы и правила ему следует знать?

– В здания суда пропускаются граждане в соответствии с нормативно-правовыми актами и Правилами поведения в суде. Посетителям при входе в здание предлагается ознакомиться с «Правилами пропускного режима и поведения в здании суда». Документы утверждаются Председателем суда и согласовываются с руководителем УФССП. Правила всегда размещены на стендах и каждый может их посмотреть. Судебные приставы осуществляют контроль прохода посетителей в здание, включающий и процедуру досмотра.

Что она в себя включает?

– Предлагается выложить все предметы, которые могут дать звуковой сигнал на рамку металлодетектора. Также уточняется наличие запрещённых к проносу предметов. Никто никого за наличие пилок для ногтей, маникюрных ножниц или небольшого инструмента не привлекает к ответственности, разумеется, если это выявлено и выложено в процессе осмотра. Делается всё это для того, чтобы посетители не навредили себе и остальным. У нас под охраной находятся и мировые суды, и суды общей юрисдикции, где нередко рассматриваются статьи Уголовного кодекса с наказанием в виде реального лишения свободы.

Судебные приставы по ОУПДС обеспечивают безопасность всех процессов?

– Решение о привлечении наших сотрудников к конкретному процессу принимает председательствующий в нем судья. Во время заседания приставы следят за тем, чтобы не было нарушений правил в зале, пресекают противоправные действия тех, кто может сорвать заседание или пытаться привести к нежелательным последствиям. Решение о выводе нарушителя из зала принимает судья. Разумеется, перед началом заседания осматривается зал. В практике выявлялись прикрепленные в разных местах лезвия, гвозди, записки. Но в последнее время в Новгородской области подобное не случалось.

Насколько интенсивный график у ваших сотрудников?

– Например, в Доме мировой юстиции в час проходит примерно 40 человек, каждые 1,5 минуты проводится осмотр. Если кто-то выражает недовольство стандартной процедурой – задерживаются все остальные посетители. Поэтому безопасность и комфорт начинаются со взаимного уважения друг друга.

При этом судебные приставы по ОУПДС не только дежурят на входе в судах. Они обеспечивают безопасность судебных процессов, осуществляют приводы лиц к приставам и дознавателям УФССП, доставляют тех, кто уклоняется от явки в суд. Все дни насыщенные и нагрузка ложится на каждого немалая, в том числе эмоциональная. В суд люди идут не на праздник, они нередко заряжены на негатив. Ведь у кого-то отняли водительские права, кто-то разводится с супругой, кого-то привлекают к ответственности. И негатив выплескивается на того, кто стоит первым, кто встречает тебя на входе.

Иногда граждане пытаются неумело шутить о том, что якобы несут бомбу, пистолеты, наркотики. На самом деле – это не смешно, и первая мысль у сотрудников Управления – провести более тщательный осмотр. В любом случае они стремятся и обязаны быть корректными, а посетители должны понимать, что перед ними живой человек, на которого возложена серьёзная миссия и за его плечами безопасность сотен людей.

Насколько для зачисления в вашу службу важно наличие опыта работы? Опишите портрет сотрудника по ОУПДС.

– Как и в любом другом месте, опыт приходит со временем, мы не предъявляем особых требований к стажу работы. За каждым из новичков закрепляется наставник, регулярно проходят занятия, сдаются зачёты, в том числе и по юридическим дисциплинам. Средний портрет сотрудника – молодой человек в возрасте старше 21 года, физически развит, юридически грамотен. У многих есть высшее образование, некоторые заканчивают второй ВУЗ.

Есть ли риски в вашей профессии?

– Они есть всегда. Понимание этого позволяет к каждому посетителю относиться серьёзно. В истории нашего Федерального ведомства было немало случаев нападения, иногда с летальным исходом. Мы не знаем, что у каждого человека в голове: он может выглядеть адекватным, при этом на самом деле стремится пронести запрещённый предмет или сорвать судебный процесс.

Понимают ли новгородцы особенности вашей работы, ваши задачи?

– Большинство относится с пониманием. Есть случаи, когда граждане не хотят показывать содержимое сумок, проходить осмотр. Но ведь почему-то никто не возмущается из-за такой же процедуры в аэропортах, хотя в судах безопасность также является одной из первостепенных задач.

Были ли случаи, когда приходилось применять силу при возникновении нестандартных ситуаций?

– У нас есть полномочия по применению специальных средств, если иные меры не обеспечивают выполнение возложенных обязанностей.

Но в основном все решается с помощью личного общения. Никто не хочет сразу применять силовое воздействие в отношении человека. При этом нам нередко приходится составлять административные протоколы, например, по ст. 17.3 КоАП РФ – если человек курит возле здания, нарушает правила внутри него и не реагирует на замечания.

Что бы вы хотели пожелать посетителям судов и вашим сотрудникам?

– Всем жителям области я бы пожелал максимального понимания того, что безопасность в судах начинается в зоне пропуска, что процедура осмотра создана и для вашего спокойствия в том числе. А сотрудникам – терпения и выдержки, взвешенных решений и не забывать о своем профессиональном росте.