Её приглашали в школу-студию МХАТ, но она предпочла старинный Новгород. Этот город подарил ей творческую карьеру и любовь на всю жизнь. Сорок лет назад артистка Вера Ивановна Веркау приехала из Нижнего в Великий, по распределению попала в Новгородский академический театр драмы им. Ф.М. Достоевского и ни разу об этом не пожалела.  

В юбилейный год мы поговорили с артисткой о любимых спектаклях и театре «с вызовом».  

Вера Ивановна, помните свою первую роль в новгородском театре?

Да, расскажу историю. Приезжаю по распределению в Новгород и вдруг меня представляют Борису Галкину. Он тогда только что снялся в фильме «В зоне особого внимания» о жизни десантников в гражданское время, был настоящей кинозвездой, все девочки были в него влюблены. И вдруг меня представляют Галкину, говорят, что он – режиссёр нашего спектакля. Он поставил «Восемь любящих женщин» и ввёл меня на роль Сюзон вместо актрисы, которая ушла из театра.

Следующая роль, первая основная, – «Провинциальные анекдоты» Вампилова. Его режиссёром был Борис Рихардович Веркау, брат моего будущего мужа. А художником-постановщиком был Анатолий Веркау. Вот и получается, что год у меня юбилейный: 40 лет работы в новгородском театре и 40 лет семейной жизни!  

Как изменился театр за эти годы?
Стал более экстравагантным, более смелым в проявлении чувств, эмоций, юмора. Сейчас мы работаем «с вызовом». Хотя у меня есть и ностальгия по старому театру. Люблю театр разный: реалистический, классический, игровой, модерн. Люблю, чтобы нас кидало из одной стороны в другую, чтобы мы подтверждали свою профессию в глубоком материале. Но какой бы ни была моя ностальгия, нужно любить своё время, жить тем, что есть сейчас.

За время моей работы в театре сменилось 10 главных режиссеров, а каждый новый режиссер – это новый театр с новой репертуарной политикой, с новым режиссёрским видением. Можно сказать, я поработала в десяти разных театрах. Подсчитала, что поработала за эти 40 лет с 47 разными режиссерами. Я не поверила в эту цифру. Ни о каком однообразии просто речи не может быть!

Чем вам запомнился завершившийся 165-й сезон?

Для меня он был очень насыщенным, я была занята в пяти премьерах. Мне очень нравятся «Пиковая дама», «Колокол и держава». Наш художественный руководитель Михаил Григорьевич Мамедов открыл себя для нас с новой стороны. Его считают комедиографом, но этими спектаклями он доказал, что может интересно ставить классику.

Расскажите подробнее о ваших ролях.

В «Пиковой даме» мы создаём атмосферу – дамы в роскошных платьях, «светские львицы», высший свет. А в «Колоколе и державе» Михаил Григорьевич нашёл особый штрих, сделал, я считаю, личное открытие. Исторический спектакль ведёт пластический хор. Он шёл от того, что когда-то существовал греческий хор, который вёл спектакль, пел, выражал эмоции героев.  Освоить пластический рисунок (в постановке балетмейстера Светланы Сафаровой – прим. редакции) было нелегко: десять актрис разного возраста, сумасшедшая хореография.  Но она обрамляет спектакль, делает его неповторимым.

Сезон театр завершал премьерой спектакля «Моя жена – лгунья», где вы играли одну из ведущих ролей. И этот материал вам уже хорошо знаком!  

Да, 20 лет назад я играла в этом же спектакле молодую героиню, жену-лгунью Кэтти Гаррисон. Моим партнёром был Александр Аравушкин. Этот спектакль очень любили и мы, и зритель: играли его семь лет, объездили с ним всю область. Он отличался проникновенной нотой. Это была не только комедия положений, а человеческая история. В конце Саша Аравушкин выходил на монолог к зрителю с размышлениями, а для чего мы живём? Чтобы создать семью, уютный дом, чтобы вырастили прекрасных детей. Весь зал размышлял вместе с нами. Помню, было обсуждение после спектакля и одна зрительница встала и говорит: «Дорогие актёры, мы пришли сюда после работы, усталые, все в заботах, еле притащили ноги, а теперь, посмотрев спектакль, окрыленные полетим домой».

В новом спектакле я играю начальницу детского приюта мисс Петинктон, тогда её играла Татьяна Каратаева. Спектакль у нас теперь совершенно другой, более современный, экстравагантный. «У нас должна быть «отвязная девица», сказал – Михаил Григорьевич. Конечно, не думала, что режиссёр потребует  от меня таких действий, но иду на это с легкостью. С Михаилом Григорьевичем мы работаем уже 20 лет и у нас есть взаимопонимание. Он приезжал ставить спектакли ещё в то время, когда режиссёром был Алексей Говорухо. В каждый спектакль брал меня и Сашу Аравушкина. За многие его роли я получала творческие премии и награды. Мамедов говорит: «Вера – актриса, которая понимает меня с полуслова».

Какая роль запомнилась вам больше всего?  

Не могу сказать, что есть любимая роль. Есть любимые спектакли. В студенчестве я начинала с роли, которая мне очень нравится – по пьесе Чхаидзе «Свободная тема». Там играла Марику  – школьницу, которая встала «против системы». Гражданский смысл был у спектакля, он вызвал много споров. Педагогам не понравился взгляд с «другой» стороны на их профессию. Но мы показывали в первую очередь историю девочки, которая хочет, чтобы всё было по правде. Нашумевший был спектакль.

Также запомнился спектакль «Роман и Ольга», в котором я играла здесь, в кремле на открытом воздухе. Я была Ольгой, ко мне князь Роман подъезжал на коне и объяснялся в любви. Его играл Анатолий Устинов. Атмосфера, дух древности – всё это оставило большое впечатление.

Фото из архива Новгородского академического театра драмы им. Ф.М. Достоевского и Ксении Матеуш