На этой неделе на российские киноэкраны вышел фильм Хулио Медема «Ма Ма» с Пенелопой Крус в главной роли. Благодаря компании «A-One Films» и Бюро приключений «53 тура» прошла премьера в культурном центре «Диалог». 

Цифры и статистика, медицинские термины – на поверхности новый фильм испанца Хулио Медема выглядит акцией в поддержку онкологических больных и тех, кто входит в группу риска. Фильм-предупреждение, фильм-психотерапия. Кино для массового зрителя, сделанное с чувством и искусством. Именно хрустально-акварельная красота становится его спасением.

Сюжет будто позаимствован из многочисленных миленьких, чувствительных, оторванных от реальности романов, заполонивших книжные полки. А Пенелопа Крус – не просто лицо фильма, ее персонаж за редкими исключениями постоянно находится в кадре. Ведь это история о молодой женщине, матери, которой страшный диагноз – рак молочной железы – помогает найти новые ориентиры и острее почувствовать жизнь. Справиться с болезнью, принять свое тело, снова стать матерью перед смертью, в конце концов. Внешне сюжет развивается лирично, почти без резких всплесков, истерик и слез. И хочется верить женской красоте и актерскому обаянию актрисы, но невольно чувствуешь, что «Ма Ма»  недалеко ушла от сиропных поделок для восторженных читательниц и зрительниц.

Для начала, внимание зрителя фокусируют на том, что Магду больше заботит ее внешность (раз нет угрозы для жизни). Она девственно шутит и надеется, что ей оставят хотя бы сосок, хоть правую грудь необходимо удалить полностью. И при этом не принимается в расчет стоимость лечения. В киношном телевизоре говорят – кризис, безработица в Испании. И безработная учительница без проблем проходит курс химиотерапии. Ее окружают приятные заботливые лица, сказочная красота больничных палат. А лечащий врач поет ободряющие песни перед операцией. Все друг друга нежно обнимают и целуют, в горе и радости. После таких сцен за Испанию можно только порадоваться. Тяжело это смотреть из российской глубинки, потому что из всего реалистичного остается только статистика и цифры, обозначающие женщин в группе риска.

Нам покажут Пенелопу Крус, которая решительно сбривает остатки волос, ходит лысая, с выразительными кругами под глазами и живописно обострившимися скулами. Но затем Магда едет отдыхать на море. Столь же беззаботно, купаясь в испанском лете, принимая себя на пляже в удобном шезлонге. Даже если учесть, что ее спутник работает на футбольный клуб «Реал Мадрид», история складывается просто фантастическая. Героиня вернет себе и красоту кожи, и обзаведется модной короткой стрижкой. В общем, умрет красиво и красивой. В Испании кризис. Безработица.

Но кроме содержательной стороны, у фильма есть то, за что его можно полюбить. Это эстетическая вдохновленность, делающая мелодраматический сюжет произведением искусства. И, конечно же, размышления о Боге, художественно-дерзкие сцены секса, мистичность – всё то, за что мы любим испанское кино.

Магда смотрит в бездну, и бездна смотрит в нее. Героиня грезит о своей будущей дочери, будто сошедшей с фотографии девочки-сироты из Сибири. Знойное южное лето прерывается наплывом снежной пустыни, в которой белокурая Анна Хименес с именем Наташа тоскливо и безмолвно взывает к материнскому сердцу. Магда с упоением предается этим видениям, наблюдая, как девочка оттаивает, начинает улыбаться по мере приближения родов. И, юмор, конечно же в том, что настоящая малышка черноволоса, с вишневыми глазами Пенелопы Крус.

Но Магда не только сентиментальная и мудрая мать. Она женщина с пышной грудью. Но видимо, чтобы создателей фильма не упрекнули в сексизме, есть тут и сцена с мужским ню. Откровенный разговор о болезни требует и откровенных сцен, которые рифмуются с картиной Гюстава Курбе «Происхождение мира» (если будете гуглить, предупреждаем, 18+). Мир по Меденесу действительно происходит оттуда, где плотское наслаждение не имеет границ и запретов. Лишь бы всем было в удовольствие. Приключение в закрытом клубе для свингеров, сколь раскрепощающее, столь и скабрезное с точки зрения обыденной морали, делает смертельно больную Магду матерью. А где тут Бог-создатель? Гомосексуалист Артуро (Луис Тосар), потерявший в автокатастрофе жену и дочь, но нашедший Магду и ставший приемным отцом для её сына, исправно молится. А сама героиня уклончиво отвечает на этот вопрос.

Наконец, фильм снят в модной хроматической манере. Немного нервно, будто электрические разряды, тасуются кадры событий прошлого и будущего. На ограниченном временном отрезке это создает удивительное ощущение смеси воспоминаний и предчувствия, держит внимание в тонусе во время нежного, почти убаюкивающего развития событий. А в цветовых фильтрах, приближающих картинку практически к монохрому – ощущается вкус даровитого художника, который может угодить зрителям, не поступившись искусством. И фортепианные мелодии Альберто Иглесиаса «под Шопена» заключают персонажей в кокон светскости и утонченности.

Хулио Медем и Пенелопа Крус взяли актуальную, болевую тему. Но не решились сделать настоящую драму, отдавшись слезоточивой и не слишком правдоподобной истории. Зато усладили взор и слух, доверительно шепнув: «Надо радоваться и делать всё, от чего получаешь удовольствие, не причиняя вред другим. И в меру»

Фото из встречи фильма ВКонтакте