Восьмое марта – не только праздник тюльпанов, весны и наших красивых женщин. Этот день – напоминание о равноправии между мужчиной и женщиной. В политике, в быту, на работе – да где угодно. Но некоторые профессии в нашей стране до сих пор маркируются как «неженские». Корреспондент сетевого издания «ВНовгороде.ру» встретился с представительницей такой специальности и в очередной раз убедился, что русским женщинам всё под силу.

Лидия Николаевна Чеботарёва своё дело знает. На домостроительный комбинат она пришла работать больше тридцати лет назад. С тех пор предприятие перешло «Проектстрою», где Чеботарёва и имеет радость работать. Местный цех, считает Лидия Николаевна, давно стал площадкой победившего феминизма – работа здесь не делится на женскую и мужскую.

Главное, чтобы её сделал профессионал, говорит Чеботарёва в начале разговора.

Лидия Николаевна уверяет, что ни одного дня за краном ей не было скучно или неинтересно.

Я свою работу очень люблю, улыбается Чеботарёва, машинист мостового крана, заслуженный работник компании.

Её рабочий день начинается в семь утра и заканчивается в полчетвёртого.

Прежде чем приступить к работе, я получаю журнал, Чеботарёва рассказывает быстро и чётко, словно отвечает выученный билет на экзамене. – С этим журналом я иду проверять кран. Все рычаги должны быть в нулевом положении, приборы безопасности должны быть исправны. Потом с журналом я иду к мастеру – сначала он в нём расписывается, потом я. И приступаю к работе. На площадке есть стропальщик – он показывает знаковую сигнализацию.

7dc4f0e0bdf09ba2818fa85b5f91f917

В чём заключается моя работа? Мы возим и переставляем железобетонные изделия. Например, нам надо погрузить тележку. Крановщики производят распалубку изделий, машинист мостового крана подъезжает, стропальщик цепляет. Я поднимаю изделие на тридцать сантиметров и проверяю, чтобы все стропы были натянуты правильно, без перекосов. Потом я поднимаю изделие на высоту и подвожу к тележке. Там его проверяют, после чего я устанавливаю предмет в тележку.

Мы делаем формование изделий – но это на другом кране. Там мы вывозим изделие, формовщики его очищают, смазывают, ведут армирование, закрывают борты. Потом они дают сигнал машинисту мостового крана. Я подъезжаю, цепляю банку с бетоном, ставлю на вывозную тележку. Потом она подъезжает к бетономешалке. Содержимое банки отправляется туда.

Всё это – моя работа. Она требует собранности и внимания. Если ты пришёл на работу, то ты уже не говоришь по телефону, ничем другим не занимаешься. Ты сел на своё рабочее место – и пошли. У нас, у крановщиков, как? Руки делают, глаза смотрят – каждое движение должно быть чётко просчитано и отточено. Крановщица видит колонну и знает, что через пять метров будет тележка. И всё. Если человек так концентрироваться не умеет, то к крану лучше не подходить. Нужно всегда держать во внимании площадку – смотреть, где там стоят или ходят люди. Если человек стоит, а ты едешь, то нужно вовремя дать сигнал, чтобы он отошёл. Иногда надо отъехать.

Высота кранов разная – от шести до двенадцати метров. Самый высокий в цеху – это уровень четвёртого этажа. Высоты я не боюсь. Грузоподъёмность у кранов разная – от пяти до двадцати пяти тонн.

86da5e8c9c0995eeb464f2f57bb81f0e

Как вы пришли в профессию?

– Я закончила училище по специальности маляр-штукатур. И меня по направлению прислали работать на этот комбинат. Отделочницей я отработала два года, потом мне предложили выучиться на машиниста мостового крана. Я, естественно, согласилась. Таких желающих набралось 12 человек. Мы учились полтора месяца, месяц проходили практику и в конце получили аттестат.

Не было страха, когда надо было впервые садиться за кран?

– Нет. Было интересно очень. Мне всё показали, рассказали. Поначалу я возила лишь банки – из-под мусора или с раствором каким. В течение месяца я научилась всему – очень размеренно. Экстрима, как и аварий, у меня на работе никогда не было – я человек спокойный. Кран свой очень люблю, иногда даже ласково с ним разговариваю.

Не хотели никогда в офис, к примеру, уйти работать?

– Нет, однозначно. На кране ведь легко работать, хоть и кажется по-другому. Ты же не сам эти грузы таскаешь, верно? Физический труд всегда хорошо ценился, но и умственная работа, безусловно, нужна. Без одного не будет другого, поэтому нужен баланс. Не было бы умственного труда – кто бы кран тогда придумал?

Почему профессию «крановщик» считают мужской тогда?

– Потому что там высота. У нас вот есть льготы. Потому что когда внизу идёт работа, вверх идёт всё. Если внизу варят, то вверх идёт газ. Все вредные пары – всё наверху. Да и изначально всегда считалось, что всё, связанное с механизмом, должны делать мужчины. Но сейчас в нашем цеху на кранах почти одни женщины работают, крановщиков мужчин всего двое. Почти как в троллейбусах. Родственники, друзья – никто и не удивляется, что я на кране работаю. Женщины аккуратней, они на работу смотрят по-другому – мы кран и уберём, и намоем. К нам приходят практиканты из техникумов – так последняя на данный момент группа целиком состояла из девушек. Им работа очень понравилась.

deddaa8beea805e354f5ce03702e07c9

Согласны с тем, что на женщинах вся Россия держится?

– Ну зачем так мужчин-то обижать. Они же тоже стараются – умеют всё. И страну в своё время защищали. Поэтому и мужчин принижать не надо.

Что главное в работе?

– Её надо любить. Это позволяет смотреть на всё позитивно и быть в гармонии с собой. Если работу не любишь, то приходишь на неё, сложа руки. И какой с таким подходом получится результат? И очень важно быть профессионалом. А главное качество профессионала знаете, какое? Уверенность в себе и своих действиях. Если я села за кран, то точно знаю, что со всем справлюсь и ничего не боюсь. Потому что если ты не уверен, то там делать нечего.

А что самое интересное?

– Когда два крана одновременно что-то монтируют. Вы должны работать синхронно и очень сосредоточенно. И тут очень важно, чтобы в коллективе было доверие и уважение. Без этого на площадке ничего не получится. Представьте два крана, которые выполняют одну операцию вдвоём. И как я смогу работать, доверяя себе, но не второму крановщику? Что у нас получится? Да ничего, травма будет. Доверие важно.

Вам не надоела эта работа?

– Нет. У нас каждый день новые задачи. Я горжусь тем, что я пришла в 17 лет сюда на комбинат и до сих пор здесь работаю. Городу Новгороду наша команда дала очень много продукции. Мы строим дома – делаем благое дело, я считаю. Мы внесли свою лепту в то, чтобы Новгород развивался.

Фото автора