Новгородец Михаил Бударагин презентовал поэму с эпилогом «Пять желаний», в которой четыре героя по очереди приходят к ангелу и просят совета в неразрешимой, казалось бы, ситуации: у одного нет денег, вторую не берут замуж, третьей нужна карьера, еще одному - любовь. Каждый из них должен решиться на небывалый шаг, чтобы получить желаемое: ангел предлагает им заплатить свою цену за мечту. Корреспондент сетевого издания «ВНовгороде.ру» обсудил с Михаилом прайс на желания и узнал, что каждый человек может сделать для борьбы с тупой машиной пропаганды.

- С чего ты решил, что можешь про это писать? Почему ты решил, что можешь крутить людскими судьбами и, с точки зрения ангела решать, что для них лучше, а что хуже?

- Говоря о Татьяне Лариной, Александр Пушкин был сильно удивлён, что она вышла замуж. Так и происходит, когда ты работаешь с текстом они что-то делают, а ты просто фиксируешь. Я здесь ангел ровно настолько, насколько же я каждый из четырёх героев.

- У тебя много отсылок к детству персонажей, к прошлому. Можно войти в душу человека через двери детства?

- В отличие от многих современных авторов, я не думаю, что детство определяет всё, поэтому из четырёх героев детства я касаюсь только двух. Где-то можно, где-то нет, каждый случай индивидуален. Мысль о том, что все события, определяющие жизнь человека, произошли в детстве, и поэтому нужно писать трёхсотстраничный роман о детстве героев глупости. В случае с третьим героем, юношей, детство которого по сути ещё не закончилось, никакого обращения к юности не требуется.

Имя ангела, которое тот сообщает в качестве ника в игре одному из героев, Варахиил в христианстве архангел Божиих благословений «…через него посылается благословение Божие, благодать, на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие». Образ не очень известен в нашей православной традиции, но тем не менее это один из ангелов.

- Ты предложил через ангела людям некие решения их проблем. Были ли ещё какие-то варианты решить их более безболезненно?

- Как говорит ангел, у него по 10-15 вариантов для каждого, но нет. Других вариантов нет. Люди приходят раз в полгода, он сидит и ждёт, об этом будет сказано во второй части. Чтобы к нему попасть, надо пройти испытания, просто так с улицы не зайдёшь. А он удивляется, что люди валом пошли, ведь не пробиться легко.

- Из пятерки героев, включая ангела, есть любимцы?

- Пожалуй, первый герой, которому нужны деньги, это наше, больное и родное. Это про нас про всех.

- К вопросу о деньгах. Где сейчас книжный рынок? В Интернете? Что дальше будет с твоим произведением?

- Есть ссылки, есть те, кто покупает эту книгу. Выпуская вторую часть, я учту некоторые ошибки... Будет вторая часть, она будет называться «Контора», я посвящу её противоположной стороне, противникам адским безднам. Я не влияю на продажи, я разместил книгу, её покупают. Что происходит с книжным рынком я не знаю, намеренно не связывался издательствами, потому что это очень долго.

- То есть ты для себя писал книгу?

- Если бы я написал для себя, она лежала бы в столе и грела мне сердце. Я написал её для тех, кто доберётся и прочтёт это. Сколько будет читателей, столько и будет, надо быть честным с собой.

- Вернёмся к адским безднам. А будет третья, четвёртая часть?

- Пока у меня в голове полностью готовая вторая часть, нужно найти время для написания. Осталось просто перенести на бумагу.

- Писательская работа это божья искра или монотонный труд?

- И то и другое. Сначала искра, потом труд.

- В конце у тебя есть обращение ангела к Богу и рассуждение о том, что человек предаёт себя, а СМИ пропагандируют «нормальность» этого явления. Процитирую: «Веками люди продавали себя, становясь подменными, они отдавали душу за любовь, власть, золото, и всегда им стирали лица. Страшно, уродство, но маска, искусный грим, и существо, бывшее когда-то человеком, возвращается к обычной жизни, а подмену распознать почти невозможно, ведь обычная жизнь — это социальные ритуалы, никакого лица уже не требуется. Хорошо, перед нами — ещё один из подменных, продавший себя за призрак власти. Пока у нас были крестовые походы, мораль и охота на ведьм — уродства стыдились будто проказы, а теперь — когда у нас нет почти ничего, кроме алых, белых и золотых крыльев, которые давно уже должны были покрыться копотью и сажей — подменностью начинают кичиться? Это, мол, новая норма, записывайтесь в ряды безликих. Сейчас увидеть, как с человека слезает облик, страшно, завтра будет смешно, через полгода их позовут на телевидение. Через год уродами станут считать тех, кто ещё не успел залить себе глаза горячим воском». Вопрос мой вот в чем: что-то хорошее есть сегодня в СМИ? Несмотря на маски и пропаганду.

- Сегодня? Нет.

- Что мы можем сделать, чтобы было?

- Это фарш, который обратно уже не провернуть. Как проститутке с 15-летним стажем стать невинной? Она может уйти в монастырь, начать новую жизнь, но девушкой не станет и прошлую свою жизнь не забудет. Поэтому уход в монастырь станет актом отчаяния, но я не верю в это. Не верю в возможность преображения, потому что все захватил кликбейт, мусор, белый шум. Как выживать в этом отдельному человеку, сопротивляться, бороться? Очень просто: искать, находить и делиться хорошим? Писать что-то, что по-настоящему важно, а не то, что сегодня хайпует. Каждый такой акт сопротивления не меняет ситуации. Но это даёт возможность кому-то ненадолго вздохнуть свободнее. Это дорогого стоит. Мир захватывают новые «нацисты» (разного рода меньшинства, феминистки, политические преступники вроде тех, что сидят в Киеве), значит, должно появиться и новое «сопротивление».

- Что ты противопоставляешь пропаганде и негативу, которые льются на нас из каждого утюга?

- Личный выбор человека не участвовать в этом. Есть такой мем, это не правда, а фраза, которую ошибочно приписывают Сергею Довлатову про то, что Сталин ужасный, но кто написал миллионы доносов. Не вдаваясь в подробности между сталинистами и антисталинистами, перефразирую мем. Кто-то же накликбейчивает эти четыре миллиона кликов? Кто-то же ходит по ссылкам, ставит лайки всякой ерунде? На каждом лежит прямая вина за то, что он занимается ******. Противопоставить этому можно только обратный акт, не кликать, не смотреть, не участвовать в хайповых обсуждениях. Либо ты становишься частью чудовищной, тупой машины пропаганды, превращающей людей в пушечное мясо, или нет. Выбор индивидуален. Каждое наше действие или не действие, совершённый или не совершённый поступок влияет на окружающий мир. Мы это не осознаём, потому что живём в повседневности, это влияние на мир и есть предмет моего разбирательства. То, как каждый из нас влияет на мир, меняем его, вне зависимости от того, нравится нам это или нет, видим мы это или нет. И мы несём за это ответственность за то, как мы меняем мир. Непереведённая через дорогу бабушка меняет расстановку сил в мире существенно, это не шутка, а правда.