На этой неделе «РЖД» представили проект нового плацкартного вагона. Увидеть и оценить его макет – пассажирскую зону в виде двух купе – уже смогли посетители выставки «Транспорт России» в Московском Гостином Дворе. О том, как велась работа над проектом, нашему изданию рассказал один из его авторов, дизайнер студии «Иппиарт» Дмитрий Назаров.

Работа над новым видением привычного плацкарта началась весной этого года по инициативе «РЖД». Специалисты студии «Иппиарт» уже десять лет работают с подобными проектами, например, они полностью разработали парк частной железнодорожной компании «ТрансКлассСервис». А наш собеседник Дмитрий Назаров в своё время подготовил диссертацию, посвящённую дизайну поездов.

При подготовке проекта я отвечал за промышленный дизайн – конструкции и эргономику, а моя коллега и соавтор Рейхане Нури – за эстетику и стиль, – поясняет он.

Надо сказать, что плацкартный вагон в том внешнем виде, к которому мы привыкли, был спроектирован довольно давно – в середине прошлого века – и не претерпевал значительных изменений.

Наша задача была, с одной стороны, сохранить компоновку, а с другой – поменять всё, что возможно, чтобы сделать вагон более удобным. Это касается эргономических нюансов. Например, мы сделали новые лестницы на верхнюю полку – теперь они являются также и перегородкой и не позволяют вытянуть ноги в коридор, что доставляло неудобство другим пассажирам.

Верхняя полка теперь не откидывается, а на багажной полке в районе лестницы сделан специальный вырез – чтобы было проще залезать наверх и можно было сесть, не сгибаясь в три погибели. Кроме того, на верхних поперечных полках есть небольшой откидывающийся столик.

101

На каждой полке установлены индивидуальные светильники, розетки, в том числе и USB-разъёмы. Под боковыми местами спряталось освещение, которое позволит видеть проход, когда верхние лампы выключены.

104

Цветовое решение было продиктовано фирменным стилем РЖД: красный и серый.

Чтобы создать уют, мы использовали пластик с декоративным узором, светлое дерево. Также в ход пошли нержавеющая сталь и негорючие ткани, – рассказывает Дмитрий Назаров. – При подборе материалов учитывается устойчивость к износу.

А что касается стойкости перед вандалами, то – от дурака защиты, как говорится, нет. Но общая мировая практика, которую у нас тоже стараются перенять – нулевая терпимость к вандализму. Это значит, что если в вагоне что-то повреждено или раскрашено, он ни в коем случае не должен выйти в рейс, чтобы пассажир никогда не видел вагон в некондиционном виде. Это значительно сокращает проявления вандализма.

Кроме того, дизайнеры изучили данные опросов пассажиров, проведённых РЖД и отзывы в соцсетях.

Чаще всего люди жалуются на нехватку индивидуального пространства, занавешивают свои места простынями.

Авторы проекта предусмотрели плотные шторы, напоминающие вертикальные жалюзи – ими можно полностью огородиться от попутчиков.

107

Среди деталей, от которых авторы проекта отказались, рундуки – ящики под нижней полкой.

Вообще-то они предназначались для складирования чистого белья, но по факту все ставили туда грязные сумки, чтобы обезопасить вещи от кражи. Сегодня многие пользуются жёсткими чемоданами, которые туда не помещаются, сумки ставят в проход, что небезопасно и неудобно.

А котёл для кипячения воды заменили на современное оборудование с системой очистки.

3 4

Размышляя о безопасности пассажиров, дизайнеры отказались от дужки, служившей для защиты от падения с верхней полки. Высокие пассажиры – а полка имеет всего 165 сантиметров в длину – лежали, согнув колени, и упирались ими в эту конструкцию. Поэтому многие складывали дужку под матрас и ехали на свой страх и риск.

Мы сделали мягкий теплый бортик у изголовья, который ограничивает верхнюю часть тела, но не достаёт до колен, – говорит дизайнер.

Преобразились и уборные: полноценный душ пока планируется в перспективе, но есть гигиенический, по сути – биде. Также здесь появятся пеленальный столик, автоматический кран, дозатор мыла, бумажные полотенца, сушилка для рук.

2

На предприятии «ВагонРемМаш» в Тамбове уже началась работа над опытным вагоном. Ожидается, что уже в январе стартуют испытания:

В первую очередь проверяют пожароустойчивость: буквально могут поджигать полки. Вибронагрузка – не дребезжит ли ничего, прочность, освещённость, климатическая обстановка – параметров очень много.

В «РЖД» россиянам обещали, что прокатиться в вагонах нового типа можно будет уже в следующем году.

Иллюстрации предоставлены студией «Иппиарт»