На днях в Великом Новгороде было принято решение о повышении тарифов на услуги ЖКХ с 1 июля 2018 года. Этот рост, как объясняют чиновники, вызван исключительно реализацией инвестиционной программы в рамках концессионного соглашения. Своим мнением поделился депутат Думы Великого Новгорода Констаннтин Демидов, проголосовавший за увеличение платы:

Понимаю, какой шквал недовольства могу получить в свой адрес, но всё же полагаю необходимым объяснить мотивы своего голосования по вопросу согласования Думой Великого Новгорода Указа губернатора о повышении предельного уровня оплаты за коммунальные услуги с 1 июля следующего года.

Падение уровня реально располагаемых доходов населения зафиксировано статистикой и в целом по стране за январь—октябрь 2017 года составило 1,3%. Моя собственная семья, как и семьи моих друзей, знакомых, родственников ощутили это на себе. Учитывая, что индивидуальная инфляция в каждой семье своя, среднестатистический процент падения уровня жизни на самом деле далек от реальности и жизнь ухудшилась куда ощутимее. Увеличение обязательных платежей, к которым относится и коммуналка, на любую величину очень тяжело отражается на семейном бюджете. Депутаты гордумы, может, за некоторыми изъятиями, здесь не исключение. В этом легко убедиться, просто ознакомившись со сведениями о доходах каждого депутата, размещенными на сайте Думы.

Совершенно естественным в такой ситуации будет голосовать против увеличения тарифов. Так подсказывают эмоции, так велит сердце. И так выгодно делать политически — избиратель будет на стороне такого депутата.

Как бы ни складывались отношения с областными властями, срок полномочий депутата все равно закончится и дальнейшая политическая судьба его будет зависеть от избирателя. Но есть ещё и ответственность за принимаемое решение. Не моральная, а самая что ни на есть реальная. Легко голосовать против бюджета, называя его антинародным, когда точно знаешь, что дальше бравады дело не зайдёт и город или область всё равно не останутся без главного документа, который примет провластное «нехорошее» большинство. Легко говорить о грабительских коммунальных тарифах и принципиально отвергать любое их повышение. Легко и политически выгодно.

Не буду говорить за других. Я не склонен голосовать «сердцем». Наверное, профессия юриста сказывается. Предпочитаю разобраться в документах, дать оценку доказательствам и лишь затем принять ответственное решение. По вопросу тарифов объективная реальность такова, что выбирать пришлось между ответственным и неприятным решением и эмоциональным и как будто верным, но безответственным подходом. Существует инвестиционная программа теплоснабжающей организации. Она утверждена органом исполнительной власти области. В программе прописаны конкретные объекты, которые должны быть построены или реконструированы. Потребность в этом вызвана реальными техническими факторами. Сами объекты являются муниципальной собственностью и будут оставаться таковыми после окончания договора концессии. Программой установлена стоимость таких работ и источник финансирования — средства потребителей, потребляющих услугу от этих объектов — тепло и горячую воду. Государственным органом уже установлены тарифы в рублях на тепло,в том числе на следующий и послеследующий года, установлен процент увеличения тарифа на тепло в следующем году — 12%.

Программа частично выполнена, реконструированы 9 муниципальных котельных, тепло от которых поступает в квартиры горожан. В этой части программу пересмотреть нельзя,поскольку и работы сделаны и деньги в муниципальные объекты вложены концессионером. Никаким решением Думы это изменить нельзя, равно как и уменьшить тариф.

Подчеркиваю, Дума Великого Новгорода НЕ устанавливает тариф на тепло и процент его увеличения в 2018 году. Этот тариф и его увеличение на 12% уже установлены государственным органом тарифного регулирования. Федеральным законодательством установлено, что в 2018 году тариф на коммуналку для населения в нашей области может быть в среднем увеличен на 7,6%.

На это городская дума тоже никак не влияет и независимо от городских депутатов на эту величину тарифы всё равно бы возросли. На решение депутатов был вынесен по сути очень узкий вопрос — можно ли к 7,6% добавить ещё 1,9% и тогда всё будет продолжаться как запланировано — реконструироваться котельные и сети, погашаться задолженности за газ, накопившиеся за предыдущее время, повышаться надежность муниципального теплового хозяйства,либо эти пресловутые 1,9% являются непомерной платой и эти расходы должны лечь на плечи бюджета. При этом мог встать вопрос досрочного расторжения договора концессии и выплаты из городского бюджета более 600 миллионов рублей за реконструированные котельные. Эта сумма является непосильной для города, поскольку собственные годовые доходы бюджета около 2 миллиардов рублей, за счёт которых финансируются все городские нужды. Сравнимую с суммой реконструкции величину много лет не удается изыскать в бюджете даже на исполнение судебных решений по капитальному ремонту многоквартирных домов.

Разбить городской бюджет, поставить под угрозу функционирование всего теплового хозяйства при прекращении концессии было бы крайне безответственной позицией, поскольку в конечном итоге это привело бы к дальнейшему скачкообразному и непредсказуемому увеличению тарифа на тепло для новой теплоснабжающей организации. Вот такова моя собственная позиция по данному вопросу. Среди многочисленных интернет-комментариев было высказано пожелание заглянуть в мою собственную квитанцию за ЖКУ. Так вот, у меня есть трехкомнатная квартира 73 кв.м. Платеж за октябрь за отопление составил 1472 руб. С 1 июля следующего года он вырастет на 12%, из которых чуть меньше 140 рублей будет составлять общее повышение платы за ЖКУ и к этому прибавится около 36 рублей тех самых «депутатских» процентов повышения оплаты,за которые городские депутаты, принявшие такое решение, попали в столь суровую немилость горожан.