Накануне в Великом Новгороде было принято решение о повышении тарифов на услуги ЖКХ с 1 июля 2018 года. Этот рост, как объясняют чиновники, вызван исключительно реализацией инвестиционной программы в рамках концессионного соглашения. Однако у горожан есть и другие предположения. Своим мнением о происходящем с сетевым изданием «ВНовгороде.ру» поделился политолог Александр Жуковский. 

В недалеком прошлом под впечатлением обращения Путина к потенциальным российским частным инвесторам вернуть с офшоров свои деньги в Россию гарантировались амнистия капиталов, помощь и гарантии вложений. В связи с этим и на основе оптимистического прогноза правительства РФ после 2013 года были сделаны корректировки в Инвестиционные программы, где регионам, муниципалитетам предписывалось создать условия для размещения частных инвестиций в муниципальную инфраструктуру (ЖКХ и др). Предписывалось разработать и соответствующие региональные, муниципальные программы для приёма в оборот частных средств (концессий). Комитеты по ценовой и тарифной политике приняли свои соответствующие прогнозы и тарифы на местах. 

По факту возвращаться частные «инвесторы» в Россию не очень спешили. Оптимистический прогноз правительства на инфляцию также не подтвердился, кроме того, введённые западные санкции (в том числе перекрытый доступ к дешёвым западным кредитам), тоже не способствовали оптимизму. Снижение покупательной способности граждан также никто не планировал.

В то же время под давлением федерального центра (Инвестиционной программы), местных администраторов (прежде всего, бывшего губернатора, мэра) договоры концессий были сформулированы и продвинуты в практику прошлого бюджетного года.

Надо признать, что первоначальная сумма региональной инвестиционной программы в ЖКХ была обозначена на уровне 12 миллиардов рублей. Однако такое «удовольствие» оказалось не по карману даже для оптимистического прогноза. В результате, чиновниками программа была урезана до 2-3 миллиардов рублей.

Договоры с муниципалитетами были подписаны под давлением исполнительной власти в рамках административной дисциплины (но в противоречии с Конституцией РФ: МСУ формально является отдельной ветвью власти). Отрицательные векторы (внешние и внутренние) сделали своё черноё дело, и на сегодня подписанные договоры и уже сделанные частные вложения попали в кризис.

Остро встал вопрос, кто за это заплатит: 

Инвесторы, которые рисковали и не выиграли? Чиновники, сделавшие не правильный прогноз и спровоцировавшие кризис? Статистика, давшая неверные данные? Население, на которое цинично списывают «убытки» и, мягко сказать, проблемы неэффективного управления по всей цепочке от федерального до муниципального?

В ситуации с Новгородской областью на примере Великого Новгорода наблюдается следующие явления: 

Обновленная администрация области скинула проблему на муниципалитет (Великий Новгород), в лице мэра и местной «ЕР». Последние последовательно перекинули проблему на Думу, которая непосредственно к теме прямого отношения не имеет, и теперь оказалась включённой в «разборку». Договор концессии заключён с администрацией города без согласования с Думой. И вот самыми «виноватыми» оказались граждане, теряющие покупательную способность и доверие власти. Ничего нового, всё как обычно!

Благие намерения оказались не такими уже и благими для населения. Однако, думается, что ответчиком в создавшейся ситуации население являться не может. Вся документальная база под кризис последовательно создавалась лицами, представляющими власть на всех уровнях власти. Им бы за это и ответить.