– Я не считаю, а читаю 45-ю статью Устава Новгородской области, в которой записано, что именно губернатор «формирует Правительство Новгородской области в соответствии с областным законодательством» и именно он «определяет структуру исполнительных органов государственной власти области».
– Вы с Андреем Никитиным согласны?
– Вот опять вопрос ставится неправильно. Я государственный служащий, член Совета Федерации, назначенный на должность губернатором Новгородской области. Тут дело не в моей личной позиции, а в подчинении принятому решению и исполнении своих обязанностей в соответствии с ним. Решение принимал губернатор, как и должно, а утверждала областная дума. Всё сделано по закону.
– Это похоже на уход от ответа…
–Да ни на что это не похоже, кроме того, что я рассуждаю как государственный СЛУЖАЩИЙ. Возьмите это слово прописными буквами.
– Но вот вы за девять лет к этому не пришли…
– Я больше скажу! Мы обсуждали этот вопрос еще в седьмом году на Консультативном совете при губернаторе, тому много свидетелей. И совет сошелся во мнении, что переходить от формы управления «администрация» к правительству и от комитетов к министерствам преждевременно. Вы помните, в каком состоянии находилась тогда область? Это сейчас горячие головы вспоминают, как «до Митина» было хорошо, а было-то очень и очень… Короче говоря, меня просили не делать такие резонансные преобразования.
– Но все-таки правительство появилось при вас.
– Шесть лет спустя!
– Почему? Или лучше спрошу: зачем?
– Вот сейчас запустили в оборот какой-то непонятный термин «семибоярщина». Он совсем не подходит к тому, как была организована работа нашего правительства. Это же публичный, открытый, коллегиальный орган, где все вопросы принимались на основе обсуждения. И если говорить о вице-губернаторах, то в правительстве они уже не могли выпускать распоряжения, ни с кем не советуясь. А в администрации – могли. И это подчас приводило к протестам, например, прокуратуры или представителей федеральных органов власти в регионе. Все правительственные решения мы передавали на экспертизу в прокуратуру или еще куда-то, куда нужно по принадлежности.
– Такой порядок сохраняется и теперь?
– Несомненно.
– Зачем же тогда нужны министры?
– Опять двадцать пять! Министерства могут быть наделены губернаторами полномочиями органов специальной компетенции.
– Что это значит?
– Правительство – орган исполнительной власти общей компетенции, министерство – структурное подразделение правительства или орган специальной (скажем: отраслевой) компетенции. Если второе, то министры – под контролем правительства, само собой, – осуществляют исполнительную власть в сфере образования, здравоохранения, строительства и так далее. Этими полномочиями министра может наделить губернатор или правительство. Но могут и не наделять, продолжая коллегиальную работу. Вообще специальная компетенция – это дополнительный козырь в построении болеет тесных и эффективных отношений с соответствующими федеральными органами исполнительной власти на основе отдельных соглашений. При переходе на проектное управление этот особенно важно, так как развязывает руки региональному министру. Но и ответственность повышает очень ощутимо.
– А что-то новое вы увидели в работе правительства?
– Должен отметить, как очень важное новшество, ведение выездных заседаний правительства. Это блестящая находка губернатора.
– Сергей Герасимович, после назначения в Совет Федерации вы, кажется, были в Новгороде только на инаугурации. Почему?
– Это не так. Я был здесь не более двух недель назад. Провел несколько рабочих встреч. Но пока мой офис не готов и штат помощников не укомплектован о полноценной работе в регионе говорить сложно. Вот будет всё готово, стану приезжать регулярно, вести приемы граждан. Скоро в Совете начнется региональная неделя. Так что – ждите!
Фото Алёны Кузнецовой