Мастера русского народного промысла из Городца считают новгородца Александра Степанова одним из лучших последователей их традиций.

Городецкая роспись – русский народный промысел, получивший развитие с середины XIX века на берегу реки Волги в районе города Городец Нижегородской области. И сегодня там существует фабрика, выпускающая продукцию, украшенную яркой, колоритной сюжетами из жизни, цветами и узорами. Ежегодно в Городце проходят ярмарки, в которых среди признанных мастеров этого народного промысла принимает участие и новгородец Александр Степанов, долгие годы самостоятельно постигавший азы городецкой росписи.

Изначально я увлекся просто рисованием, – говорит Александр Степанов. – Родом я из села Бронница Новгородского района – родины нашей знаменитой кобальтовой посуды. Тогда Бронница была посёлком художников, которые занимались росписью фарфора. Моя мама работала в живописном цехе, так что доступ к кисточкам у меня был неограниченный. Конечно, я регулярно ходил на завод, наблюдал за работой художников. Меня это просто завораживало. И первый материал, на котором я начал рисовать, были черепки – бой некачественной посуды. И если честно, я был уверен, что свяжу свою жизнь с кобальтовой посудой. Но… занимаюсь росписью по дереву.

Картинки с городецкой росписью я впервые увидел в школьные годы в каком-то журнале и так мне понравились эти сюжеты, что я стал их копировать. И, как говорится, пошло поехало… Хотя, я пишу и хохлому, и гжель, но городецкая роспись мне ближе всего. Ведь в отличие от других росписей, городецкая является живописью: здесь много сюжетов, используются все цвета открытого типа и все, которые получаются при смешивании.

Александр, сейчас вы плодотворно сотрудничаете с ведущими мастерами этого народного промысла, регулярно ездите на «Фабрику Городецкой росписи». А как произошло ваше знакомство?

Первое моё знакомство с мастерами городецкой росписи состоялось в 2007 году на ярмарке народных промыслов «Ладья», которая ежегодно проходит в Экспоцентре в Москве. Я туда был делегирован от Новгородского района. Помню, меня от страха трясло, но я набрался смелости и подошел к стенду Городца и попросил мастеров оценить моё творчество. Меня тогда похвалили. Но сказали, что работать, конечно, еще есть над чем.

На второй год на «Ладье» было уже легче. Там я познакомился главным художником фабрики Городецкой росписи заслуженным художником России Александрой Васильевной Соколовой, которая на удивление многих сразу приняла меня. На мастер-классе она посадила меня рядом с собой, показала, как правильно писать те или иные элементы, открыла немало секретов.

А в чём сложность городецкой росписи?

В росписи должна быть живая линия. Ошибка многих состоит в том, что они пытаются сделать линии ровные, одинаковые как штамп. А это неверно. Ведь изначально мастера городецкой росписи расписывали изделия крупными, широкими мазками, быстро и ловко. Ведь писали без нанесения предварительного рисунка. Так работают и сейчас. Поэтому важна правильная постановка руки: кисть нужно держать перпендикулярно.

Городецкие мастера охотно приняли вас в свои ряды: значит, высоко оценили ваши работы?

Прежде всего, они были удивлены, что я самостоятельно, считай по картинкам, изучил технику этой росписи и довольно хорошо её освоил. Они собирают мои работы разных лет и наблюдают, как сами говорят, за прогрессом. Сегодня на фабрике городецкой росписи работают в основном женщины. Хотя изначально изделия расписывали исключительно мужчины. Так что в Городце ещё и рады тому, что я разбавил их творческие женские ряды и пропагандирую этот промысел на Северо-Западе страны.

Городецкая роспись начиналась с прялок. Это была своеобразная визитная карточка заволжских мастеров. Хотя они расписывали в принципе всё, что угодно. А что сегодня пользуется спросом у современных покупателей? И насколько вообще востребован этот промысел?

На сегодняшний день ассортимент фабрики городецкой росписи составляет около тысячи предметов: начиная от традиционной кухонной утвари, заканчивая предметами интерьера. Часть деревянных заготовок я заказываю на фабрике или у городецких мастеров надомников, что-то из заготовок делаю сам. Как показывает опыт ярмарок, большим спросом сегодня пользуются разделочные доски, сахарницы, солонки, игрушки. То есть бытовые предметы. С чего, собственно, городецкая роспись и начиналась. И это радует, что наш народ, устав от китайского ширпотреба, начинает потихоньку возвращаться в традиционное русло. Коллекционеры, конечно, приобретают в основном настенные панно, где изображены сюжеты. Вот недавно, например, один коллекционер заказал мне два настенных панно на тему «Евгения Онегина». Теперь вот внимательно перечитываю произведение Пушкина, чтобы сложить в голове сюжет .

Мастера городецкой росписи традиционно писали бытовые сценки из городской жизни, так называемые «барыньки» и «столования», фигурки коней, петухов, цветочные узоры. Какие современные сюжеты, герои появляются и появляются ли на нынешних изделиях?

Конечно, появляются. Мир не стоит на месте. И народные промыслы, чтобы вписаться в нынешние условия жизни, рынка, должны их учитывать. Но, не перегибая, конечно. Всё-таки традиции нужно ставить во главу угла. Но на современных панно можно видеть и поезда, и полицейских, и врачей.

Владимир Путин по итогам апрельской встречи с представителями деловых организаций Новгородской области поручил правительству разработать план по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел. Что вы как мастер ждете от реализации этого проекта?

Конечно, поддержки в развитии. Ведь «Фабрика городецкой росписи» на самом деле занимает сегодня лишь одну комнату. Все остальные помещения – мебельное производство. Нужно возрождать закупки изделий народных промыслов Администрациями и Правительством, как это было в советское время. Ну и, бесспорно, больше внимания уделять изучению народных промыслов в школах и учреждениях дополнительного образования. Ведь изучение народных промыслов – это не только изучение истории, работа с цветом, развитие мышления, моторики, но и воспитание культуры в целом. Поэтому я с большим удовольствием приглашаю детей от 7 до 15 лет на обучение народным промыслам в ДДЮТ имени Лёни Голикова, где с нового сезона я открываю свою мастерскую.