Истории «Муравейника»: Новгород за кадром чёрно-белой классики

В год кино многие новгородские культурно-просветительские проекты были посвящены теме «Новгород в кино» – вспоминали, какие фильмы снимались на Новгородской земле, какие актеры имеют новгородские корни и т.д. Новгородская электронная библиотека «Муравейник»  принимала участие в одном из таких проектов, где кадры из фильмов были наложены на фотографии современного Новгорода (мы готовили для организаторов перечень фильмов, снимавшихся в Новгороде). И сегодня хочется еще раз окунуться в мейнстрим этого года – рассказать о тех материалах электронной библиотеки, где новгородская история соприкасается с классикой советского кино.

«Дело было в Пенькове»

От людей на деревне не спрятаться,
Не уйти от придирчивых глаз…

Там и происходит эта киноистория – «на деревне», на виду у придирчивых глаз. С одной стороны – белокурая сельская красавица, законная жена, но без «передовых» интересов. С другой – приехавшая из города активистка-брюнетка, слова и поступки которой будят стремление к иной жизни. И главный герой, мечущийся между долгом и сердечными чувствами. Незамысловатый житейский сюжет с идеологическим акцентом, превращенный в классику кино великолепной режиссурой и игрой актеров – главных и второстепенных. Чего стоит одна «комсомолка» Алевтина!

Фильм «Дело было в Пенькове» был снят по произведению Сергея Петровича Антонова, советского писателя и киносценариста, лауреата Сталинской премии. Деревня была в центре его творчества – причем именно с точки зрения социума, людей, их взаимоотношений. Его книги, хорошо написанные и созвучные идеологии эпохи, стали основой для нескольких фильмов – самим известным, помимо «Дело было в Пенькове», можно назвать фильм «Пришёл солдат с фронта».

Военная тема занимала важное место в произведениях писателя – фронтовика, прошедшего весь нелёгкий путь от начала до конца Великой Отечественной войны. Основная часть его военной биографии связана с новгородской землёй – выпускник автодорожного института, Сергей Антонов с 1941-го по 1944-й год служил в дорожно-строительных частях Ленинградского и Волховского фронтов. Личные впечатления от событий под Лугой, Шимском, Крестцами, наступательной операции по освобождению Новгорода вдохновили его на цикл рассказов «На военных дорогах» (в него вошли такие рассказы, как «Нестроевики», «Мост», «Проверка» и другие). Сильно отозвалась в душе Сергея Петровича также трагическая судьба татарского поэта Мусы Джалиля, военного корреспондента газеты «Отвага» 2-й Ударной армии Волховского фронта. Этой теме он посвятил очерк с неожиданным названием «Счастье»…

«Звезда»

Трагическая киноистория времён Великой Отечественной войны. Советскому командованию любой ценой нужны сведения о численности немецких войск – планируется большая военная операция, и её успех зависит от правильной расстановки сил. Первая разведгруппа, отправленная в тыл врага, не вернулась. На смертельно опасное задание идет вторая группа разведчиков под командованием лейтенанта Травкина, с кодовым позывным «Звезда». Группа добывает нужные сведения и успевает их передать, чем спасает тысячи жизней – разведчики обнаружили, что вместо предполагаемой танковой бригады немцы собрали целую танковую армию. Но подвиг стоил жизни им самим – разведчики гибнут, и девушка-радистка долго и безуспешно пытается вызвать их на связь…

Фильм, снятый по одноимённой повести Э. Казакевича, вышел на экраны в 1949 году. Ветераны «Ленфильма» вспоминали, что он очень отличался от пафосной кинопродукции конца 40-х – сдержанностью, строгостью, спокойной игрой актеров, трагическим сюжетом. «Звезда» шла с огромным успехом, вызывая бурные эмоции зрителей – на каждом (!) показе в зале люди плакали, когда радистка то с надеждой, то с отчаянием звала в эфире: «Звезда… Звезда… Звезда…». Тем не менее, фильм был запрещён и положен «на полку» – Сталину не понравился финал, он сказал, что так можно «отпугнуть воинов становится разведчиками». И «Звезда» снова вышла на экраны только осенью 1953-го, с наступлением «оттепели».

Режиссёром, снявшим «Звезду», был Александр Гаврилович Иванов, уроженец Боровичского уезда Новгородской губернии. Его путь в большое кино был сложен и тернист. Он вырос в простой, далекой от искусства семье рабочего и модистки, прочившей ему будущее коммерсанта – и с этими надеждами отправившей в Петербург, в торговую школу. В эти планы вмешались сначала Первая мировая, потом гражданская война, через фронты которых прошел Александр. Но ни торговое дело, ни военная наука не смогли победить жившую в нем с детства мечту – мечту о кинематографе. Окончив восьмимесячные курсы киношколы при ленинградской студии «Кино-Север», он пришёл работать в кино.

Не имея серьёзного кинематографического образования, Александр Гаврилович больше полагался на интуицию и здравый смысл. Эпизодические роли, «хозяйственная» должность коменданта студии, место ассистента режиссёра, и, наконец – режиссёр-постановщик! Иванов снимает немое кино – героико-приключенческие фильмы «Косая линия», «Луна слева», «Три солдата», «Транспорт огня» и другие, имеющие неизменный успех у зрителей. Как режиссёр, он отличается редким умением идеально подобрать актёров и членов съемочной группы – постоянного состава никогда не было, все отбирались индивидуально для каждой картины (иногда совершенно неожиданно и непредсказуемо), в соответствии с его видением будущего фильма. Сниматься у Иванова актёрам было любопытно и творчески интересно – и это с удовольствием делали многие знаменитости того времени: Янина Жеймо, Эраст Гарин, Борис Чирков, Николай Черкасов, Зоя Федорова, Борис Андреев, Марк Бернес, Николай Крючков, Борис Ливанов, Сергей Мартинсон, Лидия Смирнова и многие другие. К началу Великой Отечественной войны Александр Гаврилович, уже закончивший аспирантуру при Ленинградском отделении Академии искусствознания и получивший Орден Ленина за фильм «На границе», считался одним из ведущих советских режиссёров.

Война, эвакуация, работа на разных киностудиях – и вот, в 1948 году Иванов снова режиссёр «Ленфильма». Ведущей линией его творчества остается военная тематика, но в центре внимания – уже события Великой Отечественной войны. Александр Гаврилович снимает «Звезду» и фильм «Солдаты» – киноверсию горькой повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Но творческая натура побуждает его разнообразить темы и жанры – помимо военных кинолент, Иванов ставит историко-биографический фильм «Михайло Ломоносов», делает экранизацию «Поднятой целины» Михаила Шолохова, снимает картину «Первороссияне» по поэме Ольги Берггольц. 

Все его картины были выстраданы лично, имели непростой путь на экраны, сталкивались с неодобрением цензуры – но были интересными, любимыми зрителями, снятыми умно и талантливо. Честность и порядочность, любовь и преданность миру кино стоили Александру Гавриловичу Иванову многих неприятностей, инфаркта и больниц – но позволили снимать живые и правдивые, светлые фильмы. Жизнь в кинематографе разделила с ним любимая жена, актриса Ксана Кляро (Ксения Черемухина), с которой они познакомились еще в 20-е годы на курсах студии «Кино-Севера» и прожили вместе долгие годы. О ней, о своих фильмах, о боровичском детстве и военной юности Александр Иванов написал автобиографическую книгу «Полвека в кино»…

«Она защищает Родину»

Пронзительная «партизанская» кинолента, созданная в 1943 году. Главная героиня – крестьянка Прасковья Лукьянова. У этой женщины на фронте погиб муж, её родное село разорили немцы, на её глазах под гусеницами фашистского танка погиб маленький сын. В жизни не осталось ничего… Ненависть к врагу ведёт её в леса, где Прасковья начинает свою борьбу – собирает партизанский отряд и становится его командиром. Отчаявшись бороться с партизанами, немцы распространяют среди сельских жителей ложную информацию – Москва взята гитлеровской армией, война проиграна. Отважная партизанка отправляется по деревням – рассказывает правду, возрождает в людях надежду на победу. Схваченная немцами, она стоит перед виселицей с табличкой «Я партизанка» на груди, готовясь к казни – но в последний момент Прасковью успевают спасти.

Сценарий этого фильма написал советский писатель-драматург, киносценарист Алексей Каплер. Написал быстро, уложившись в «военные» сроки: им руководило желание как можно скорее создать фильм о том, что он видел своими глазами – на новгородской земле, в знаменитом Партизанском крае…

Алексей Яковлевич был уже известным писателем и сценаристом, лауреатом Сталинской премии, когда начавшаяся Великая Отечественная война сделала его военным корреспондентом центральных газет. Как военкор, он всегда стремился в места, где происходили напряженные и героические события – и однажды в Валдае услышал о существовании Партизанского края. Позже Алексей Яковлевич вспоминал: «В те времена мы мало еще знали о партизанах. В сводках Совинформбюро иногда мелькали двухстрочные сообщения про них, но реального представления о том, как люди воюют в фашистском тылу, ни у кого из нас не было». Добившись особого разрешения, Каплер на «кукурузнике» пересёк линию фронта – тёмной ночью, прижимаясь почти вплотную к земле – и оказался в глубоком тылу врага, в расположении 2-й Ленинградской партизанской бригады.

Увиденное здесь потрясло военкора. 2-я бригада под руководством Николая Григорьевича Васильева обосновалась в Серболовских лесах близ Старой Руссы и объединила вокруг себя разрозненные партизанские отряды – собрав в одну большую мощную силу. В результате на огромной территории (новгородские, псковские, тверские земли) возникла настоящая Партизанская республика, где люди жили по советским законам – действовали органы советской власти, была радиосвязь с Большой землёй, печатались листовки и газеты, работали школы, госпиталь… В самом тылу 16-й немецкой армии существовала колыбель организованной народной борьбы! Партизаны наносили мощные удары по частям немецкой армии, громили крупные вражеские гарнизоны, контролировали шоссе и железную дорогу, нарушая снабжение гитлеровских войск. Жители Партизанского края смогли даже собрать и отправить в блокадный Ленинград целый обоз с продовольствием!

Партизаны отнеслись к известному писателю и драматургу с большим уважением. Он же без устали знакомился с их жизнью, участвовал в разработке боевых операций, делал заметки. Позже Алексей Каплер писал: «То, чему я стал свидетелем в «Партизанском крае», потрясло меня. Невозможно забыть этих людей, их величие и простоту, их подвиги и страдания, их товарищество и душевную чистоту». Вернувшись на Большую землю, Алексей Яковлевич написал обо всем увиденном серию очерков под названием «В тылу врага», которые опубликовали «Известия» и «Правда». Но этого ему было недостаточно, и Каплер понял – нужен фильм! И засел за сценарий…

Многие фильмы, снятые по сценариям Алексея Яковлевича Каплера, долгие годы были популярными у советского зрителя – «Три товарища», «Полосатый рейс», «Человек-амфибия»… Был популярен и он сам – как ведущий «Кинопанорамы». Но фильм «Она защищает Родину» был в его жизни особенным – личным…