Художник по свету Лариса Васильевна Дедух отмечает юбилей. Когда-нибудь историки подсчитают, сколько раз имя Ларисы Васильевны напечатано в театральных программках. И всё равно не получат верную цифру. Ведь мастерская рука Дедух есть почти в каждом новгородском спектакле или концерте, без неё не обходятся крупные театральные фестивали. Но сейчас не биографию хочется писать. Вспомнить то, что в каждой сценической работе неизменно вызывает восторг и трепет – фантастическая жизнь под осветительными приборами, открывающая зрителям другое измерение.

Казалось бы, в спектакле «Бог резни» Надежды Алексеевой в театре «Малый» – бытовой интерьер, созданный со вкусом и непритязательностью сценографом Игорем Семёновым. И с освещением не происходит каких-либо резких изменений. Спокойная, уютная заливка подчеркивает песочную гамму обстановки. Но вместе с тем, как усиливается напряжение между персонажами, накаляется и сила света. Возникает физическое ощущение повышенной температуры, африканской жары, удачно рифмующейся с антропологическими интересами одной из героинь.

Напротив, в «UFO» по мотивам пьесы Ивана Вырыпаева Надежда Алексеева и Лариса Дедух переносят зрителя в неограниченное тёмное космическое пространство, из которого выхвачен один освещённый фрагмент – прямоугольная станция с иронично-фантастическими неоновыми цветами, где персонажи пережидают переход между мирами. Пьеса построена как серия псевдодокументальных интервью. И каждый спикер мягко, но при этом отчетливо выхватывается из тьмы с эффектом телевизионной картинки.

Лариса Дедух на площадке – генерал. Никто не оспаривает первенство режиссёра, в чьих руках находится замысел спектакля и ответственность за его воплощение. Но когда приходит время художника по свету, Лариса Васильевна безжалостна. Многочасовые световые репетиции – это хирургическая настройка даже самого маленького эпизода. Сколько световых решений потребуется, чтобы каждое из зёрнышек исполнило свою партию в «Лебедином озере» театра «Малый» на зеркальном столе-пруду? А исполнительницы, шумные и остроумные балетоманки, оставались главными героями спектакля в мире волшебства, воплощённого воображения? Даже сейчас Лариса Дедух, несмотря на статус мастера, сама полезет под колосники, чтобы поправить софиты или заменить цветовой фильтр. Это тот случай, когда руки (и ноги) с трудом поспевают за творческим вдохновением. Трудно возражать такой энергии и безупречному результату, захватывающему глаз в чародейский плен.

Для своей версии «Русалочки» в театре драмы имени Ф.М. Достоевского режиссёр Полина Неведомская выбрала морские глубины, которые почти не отличаются от космической пустоты. Никакого буйства красок, а только строгая мрачноватая лаконичность, через которую пробиваются ростки юношеских чувств. И художник по свету находит в этой трактовке объем для каждой фигуры – будь то живой исполнитель или кукла подводного чудовища. Свет заполняет воздух, делает его зримой средой для магической истории.

Еще сложнее высветить фабричный материал, создать вместе с актёром из неживой материи подвижный образ, существо. Как происходит в постановке Надежды Алексеевой «Где живёт ветер?» Прозрачный полиэтилен служит для небольших объектов и масштабных метафор, своей изменчивостью форм передавая ощущение ветра. Актёры работают с физическими законами, обуздывая в камерном пространстве природную стихию. А Лариса Дедух заполняет его цветом – от сдержанных потусторонних свечений до жизнерадостных, торжественных брызг разнообразных оттенков. Это сложнейшая симфония, спаивающая в единое произведение искусства режиссёрскую изобретательность, актёрскую пластику и энергию, стильное музыкальное и шумовое оформление.

Визуальную красоту можно встретить и в Приречной стране. Лариса Дедух работает в гармонии с художником-постановщиком Оксаной Немолочновой, перенося разноцветье костюмов героев спектакля «Простодурсен. Сказка Приречной страны» на архитектурный тканевый задник. В белоснежном норвежском лесу загорается северное сияние. Но не столько природное пугающее, сколько радостно-конфетное – ведь персонажи спектакля Надежды Алексеевой собираются на марципановый пир.

В репертуаре театра «Малый» много постановок с визуальными трюками, где актёры взаимодействуют с объектами и фактурами. В «Ночи Шекспира», «Балладе о маленьком буксире», «Удивительном приключении кролика Эдварда», «The Dark Side of the Moon/Тёмная сторона Луны» видеопроекции на различные поверхности создают фантастические спецэффекты. В «Крузо. Возвращение» освещение создается и с помощью кинескопов телевизоров. Их агрессивное, жёсткое свечение тоже встраивается в общую визуальную тональность постановки.

И особое мастерство состоит в том, чтобы персонаж оставался в фокусе, не нарушая иллюзии соприкосновения с нематериальным. В «Балладе…» герой Андрея Данилова и вовсе непосредственно контактирует с экраном, на который транслируется песочная анимация. Герой постоянно видим, но ни одна лишняя тень не нарушает искусно созданного движения картин и объектов на белом экране.

Объектный жанр вообще ставит перед художником по свету титанические задачи. Это только кажется, что маленькие предметы в руках исполнителей достаточно подсветить направленным лучом. Нередко решение получается по-настоящему инженерным. И даже подвижные осветительные приборы, многочисленные выносные приспособления не облегчают стремление к максимальной выразительности. В независимом проекте режиссёра Алексея Бурьяка и вокального ансамбля A’capella FM «Одна абсолютно счастливая деревня» маленькие планшетные куклы работают во всём сценическом объеме, а фокус внимания постоянно переключается между исполнителем в живом плане и объектом. Лариса Дедух сохраняет поэтическую силу, заложенную автором-художником Натальей Крутовой в этих неказистых с виду деревянных деревенских обитателей, и помогает вокалистам оживить их, настроить верную оптику на каждом индивидуально или на живописных ансамблях.

Художественное чутье Ларисы Дедух не подводит даже в общении с цифровым взглядом. Многомерность световой сценографии её работ доказала ситуация последних месяцев, когда в режиме ограничений по коронавирусу театр «Малый» вышел в онлайн. Один из самых стильных спектаклей репертуара «Вдребезги» театр сыграл вживую перед камерами с трансляцией по сети. И Дедух специально перестроила тонкую партитуру спектакля под более грубый и конкретный объектив. Магическая атмосфера поэтической страсти, изощренного кабаре была спасена. Чудо произошло и на трансляции спектакля «Однажды я исчез». Запись увековечила роскошную зрелищность этой постановки в жанре театра движения, её потусторонние полутона и контрастную ритуальную звучность.

Сотворение атмосферы и настроения, визуальная поддержка действия – главная задача художника. Но у Ларисы Дедух свет и сам может стать действием, непроизносимым жестом. Достаточно вспомнить один эпизод из «Ромео и Джульетты». Заглавный герой в финале укладывается на скамью и исчезает вместе с направленным на него лучом света. Ромео не просто умирает или выходит из игры. В концепции спектакля Надежды Алексеевой он не справляется с театральным мифом, не в силах повторить судьбу одного из самых великих сновидений мира искусства, пасует перед вечностью.

Мастерство Ларисы Дедух незаменимо на многочисленных гастролях «Малого» по России, Европе и Азии. Для своей автобиографии она могла бы много рассказать, какую смекалку нередко приходится проявлять, особенно в сжатых условиях фестивального тайминга. Далеко не всегда есть возможность масштабно выстроить световую партитуру между программными показами. И на фестивальных встречах уходить с международными коллегами монтировать в ночь – нормальная практика. Лариса Васильевна идеально знает возможности каждой новгородской площадки и решительной богиней театрального освещения во время KINGFESTIVAL выручает не только художественный облик спектакля, но и спасает в технических форс-мажорах.

Сценическое искусство Великого Новгорода последней четверти XX – первой половины XXI века немыслимо без Ларисы Васильевны. В этой пафосной юбилейной фразе вторая временная граница – лишь условность. Волшебство длится, а художнику – самые искренние пожелания тех человеческих ресурсов, которые позволяют радоваться жизни и творить.

Фото Марины Воробьевой и из архива театра «Малый»