В этом сезоне театр для детей и молодёжи «Малый» взял курс на знакомство новгородского взрослого зрителя с жемчужинами мировой драматургии, которую условно можно назвать современной. Проверенные временем и сценой, они безошибочно определяют репертуарный вкус. Их стилистика и резкие, неудобные темы заставляют зрителя напряжённо поглядывать на соседа в партере. Под занавес прошлого года мы увидели «Что случилось в зоопарке» Эдварда Олби. Пьеса с более чем полувековой историей прозвучала в интерпретации режиссёра Надежды Алексеевой и актёрского дуэта Андрея Данилова и Олега Зверева с интимной доверительностью. Парадоксальный поединок представителей двух различных человеческих миров сегодня уже не звучит так эпатажно. В этом попадании в повседневность одиночества и неустроенности открывается свежая и актуальная рана.

И вот теперь ещё один хит – «Бог резни» Ясмины Реза. О двух семейных парах средних лет, срывающих друг с друга маски благопристойности с подростковым азартом. Для премьеры составился новый актёрский квартет, в котором каждая роль – и экстремальное испытание, и блестящая исполнительская удача. Марина Вихрова и Алексей Коршунов, Кристина Машевская и Алексей Тимофеев устраивают зажигательный спарринг, несопоставимый ни с одной из своих предшествующих работ.

Ясмин Реза не первая, кто мастерски разрабатывает драматургические ситуации, в которых люди с энтузиазмом распахивают шкафы и выставляют напоказ коллекцию скелетов. Эти комедийные приёмы всегда находят благодарный отклик у публики и предоставляют объёмный материал для актёров. И в центре внимания остаётся цена, которую мы готовы заплатить, чтобы услышать или поделиться откровенностью. В своём спектакле Надежда Алексеева следует за текстом (в замечательном переводе Сергея Самойленко) и интригой пьесы. Но вот существование на антропологическом уровне, фактически отключающем обязательную для этого театра связь с космосом и роком, довольно непривычно.

Стремительные процессы интеграции практически стирают границы между заурядными обитателями французской гостиной и российской публикой. Нормы этикета и общественный кодекс в отношении конфликтов унифицируются. А потому поиски Надежды Алексеевой современника у Реза превышают действительность ровно настолько, насколько диктуют правила театральной игры. Драматург оставляет за постановщиком право видеть в диалогах пространство для абсурда, тонкого психологизма или злободневного фарса. В театре «Малый» сделали ставку на подробность характеров и полифоничную партитуру мизансцен. Сведённая к минимуму игровая условность и в то же время читаемая сценография, стремительный темпоритм, искусная экспрессия не дают зрителю заскучать от бытовой приземлённости.

Супруги Валлон и Рэй встречаются в доме первых, чтобы обсудить школьную драку с участием их сыновей, оценить моральную сторону сломанных резцов и точность словоупотребления. И хотя беседа начинается с нешуточного напряжения и темпа, зритель успевает разглядеть обстановку. Художник Игорь Семёнов обозначил пространство комнаты бамбуковыми панелями. Свободный ритм перекрещенных стеблей в определённый момент перестаёт ассоциироваться с незатейливым узором. Это и переплетение нервных реплик героев, тем их разговоров. И первобытный хаос инстинктов, отражающих интерес Виктории к Африке, фигурирующую в драке бамбуковую палку. Вместе с тем симметричная композиция обстановки, глубокие комфортные кресла, большая ваза с цветами ровно посередине успокаивают обыденностью. Впрочем, вазу можно воспринять и как расхожую театральную шутку о ружье. Почётное центральное место не случайно. И в финале цветы, знак гостеприимного благодушия, падут единственной трагической жертвой разбушевавшихся страстей.

С такой же театральной значимостью Игорь Семёнов одевает персонажей. Валлоны умилительно растворяются в тёплой песочной гамме мебельной обивки. Скромный кардиган Виктории, толстый вязаный свитер Мишеля – ровно настолько, чтобы было прилично принимать гостей, не отказываясь от домашней простоты. Напротив, супруги Рэй являются прямиком из офиса, буквально сверкающие деловой (а хочется заметить – боевой) хваткой. Но как только отношения выходят за рамки приличий, одежда разоблачает героев с той же выразительностью, сколь и оскорбительные реплики. Можно буквально считать, сколько раз Вероника распахивает и запахивает ставший неудобным кардиган. Мишель стаскивает неуклюжий свитер, оставаясь в молодёжной рубашке с ритмичным геометрическим принтом. Разве только эксцентричная неловкость Аннеты заставляет снять Алена заблёваный пиджак.

Замкнутое пространство комнаты и заявленное жизнеподобие на первый взгляд не оставляет пространства для пластического разнообразия. Но мизансценический рисунок, избегая вычурных решений, насыщен. Следуя за логикой диалога, Надежда Алексеева психологически точно располагает персонажей. Вот строгое vis-à-vis пар в начале беседы. А затем чуть ли не дружеские объятия женщин, обличающих недостатки своих супругов. Сидеть – ощущать свою правоту и прочность позиции. Стоять в позе ритора – чтобы произнести что-нибудь унижающее и не слишком оригинальное. Партитура художника по свету Ларисы Дедух создает уютное мягкое освещение, накаляющееся в моменты обострения отношений до лишенной теней плоскости. А перемены настроения, интонаций, восприятия героями друг друга увязаны в гармоничное музыкальное произведение. Неоднократные отлучки Алена для деловых разговоров по телефону режиссёр заполняет непрерывным действием, позволяющим ближе познакомиться с каждым из персонажей.

Актёрский состав выглядит несколько моложе, чем действующие лица пьесы. Свободно можно допустить, что каждый из них способен воспитывать ребёнка-подростка. Но нескрываемая юность добавляет пикантность неуверенности и трогательности, с которой герои отстаивают свои взгляды на воспитание детей. И ведь не это главное для конфликта. Все они занимаются любимым делом и строят карьеру, и не упускают возможность для задиристой гордости друг перед другом. Хотя ценность сантехнического бизнеса, безжалостной адвокатуры или аморфного исследования Африки с консультацией по культурному наследию вызывают в зрителе только мольеровский смех. И как только появляется возможность сопоставить свой статус, почувствовать своё превосходство, в воздухе ощутимо начинает пахнуть кровью, а у героев метафизически обнажаются охотничьи клыки. Даже несмотря на лукавую утешительную магию песни Паоло Конте «Vieni via con me», лейтмотивом проходящую через спектакль.

Вероника – Марина Вихрова, безусловно, лидер. Она не только хозяйка дома, пострадавшая сторона, но и чуткий манипулятор. У Вероники есть свои слабые стороны, синдром ботаника, выражающийся в одержимой любви к книгам. На контрасте с эффектной, властной Аннетой – Кристиной Машевской и строится большинство самых острых и динамичных стычек. Осознающая свою стильность и красоту Аннета уязвима перед проявлениями организма, создающими комичную и неловкую ситуацию. Придя к Валлонам покорять, она оказывается беззащитной после приступа тошноты. И дальнейший напор связан с попыткой взять реванш, который только глубже открывает личностное одиночество. Для обеих с этой встречей заканчивается молодость. Со зрелостью приходит понимание, что заповеданные предками нормы и принципы не работают.

Тщательно выстраиваемая семейная жизнь – ложный фасад, ставящий перегородки не только для внешнего, но и внутреннего мира. Драматичная опустошенность в финале – тот самый повод для сочувствия, настолько невозвратной оказывается уверенность в том, что принято называть цивилизованным обществом.

Мужчинам повезло меньше. У Мишеля – Алексея Коршунова и Алена – Алексея Тимофеева тоже есть эпизоды для солидарности и поддержки. Но именно они оказываются слабым звеном в семье. Мишель наивен и грубоват. Алексей Коршунов создает милый образ «своего парня», откровенничающего о детских подвигах, но интеллектуально недалекого на фоне супруги. Он предпочитает быть вторым голосом, но раздражается, когда чувствует, что его недостаточно ценят. Нервный и холеный Ален ставит работу на первое место, в чём не кажется таким уж чудовищем. Но его циничные решения в профессии переносятся и на отношения с Аннетой. И адвокатская харизматичность начинает вызывать отторжение. История мужчин в спектакле – это история равнодушия и душевной ограниченности.

Пока сюжет «Бога резни» выбивает зубы всему, что в цивилизованном обществе считается нормальным и справедливым, зрители становятся свидетелями еще одного замечательного произведения команды театра «Малый». В котором художественный руководитель Надежда Алексеева выводит труппу на новую ступень, а зрителям дает возможность увидеть себя стороны в персонажах, не теряющих обаяния.

Фото: Марина Воробьёва