Меняются времена – с ними меняется и язык. Трудно сказать, что в сегодняшнем общении помогает найти точки пересечения лучше, чем мемы. Они ворвались в человеческую коммуникацию, прочно там обосновались и, кажется, никуда не собираются оттуда уходить. Нам кажется, что мемы были всегда – а ведь наука говорит, что это так и есть. Да-да, наука уже пристально присматривается к этим самым шуточным картинкам и оценивает их роль в нашей жизни. Подробнее про это мы поговорили с Маргаритой Харохориной, которая в прошлом году защитила выпускную работу в магистратуре на тему «Мем в современной медиакультуре».

Что в твоей работе определяется как мем? С точки зрения филологии или лингвистики.

– В 1976 году появился сам термин «мем» благодаря Ричарду Докинзу, эволюционному биологу. Он сравнивал мем с геном. И если говорить о глагольном существовании этого слова, то его главная функция – это способность копироваться. Докинз видел эволюцию не как эволюцию отдельных видов и особей, а генов. В процесс копирования была заложена имитация.

То же мы видим на примере мемов в том смысле, в ктором их понимают обычные пользователи. У нас есть определённый шаблон – и он вечно имитируется. Накладываются новые сюжеты, истории, но сам мем, как и ген, остаётся неизменным. Кембриджский и Оксфордский словари включили в себя слово «мем» ещё в 70-е, когда вышла работа Докинза. Позже появилась меметика.

Что это?

– Сейчас многие в интернете шутят, мол, мама, я учёный, я занимаюсь меметикой. На самом деле она признана псевдонаукой, потому что меметика предлагает множество идей, но это всё абстракция. У неё нет доказательной базы. Все идеи, которые предлагали мемологи, так или иначе уже были высказаны в лингвистике, культурологии. Поэтому выделять учение о мемах в отдельную науку нет смысла. Меметика это, скорее, факультативное направление в рамках других дисциплин.

Когда мем пришёл в отечественную науку?

– Насколько я помню, на научной конференции в России термин «мем» впервые прозвучал в 1993 году. Если совсем коротко, то мем – это единица культурной информации, которая способна копироваться, склонна к имитации и которая самостоятельно распространяется. Докинз писал, что религия, мелодии, народные песни, способы захоронения, построения арок и прочее можно отнести к мемам. Это сложно понять, потому что всю жизнь можно свести к одному мему.

Получается, что мем – это не только коммуникативная единица, но и единица культурного кода.

– Да, некоторые исследователи так считают. Когда я писала свою работу, у меня иногда взрывался мозг, потому что мем очень похож на огромное множество других понятий. Когда в эту тему начинаешь сильно погружаться, начинаешь терять сущность самого понятия мема и пытаться абстрагировать его от других. Но это невозможно.

Какую коммуникативную роль выполняет в общении?

Это то же самое, что спросить – почему люди используют поговорки. Функция у них разнообразная — постебаться или наоборот подбодрить.

Я думаю, что тут дело всё же в ёмкости высказывания. Вместо длинного описания переживаний ты ограничиваешься одним мемом.

– Да, это так. Вспомним, например, «это фиаско, братан». Благодаря мемам все всё понимают без лишних слов.

Можно создать мем намеренно?

– Можно, но никто не гарантирует, что он проживёт хотя бы неделю. Невозможно предсказать, будет мем жить годами или неделю максимум. Возможно, кто-то уже на подходе к тому, чтобы делать такие прогнозы. Вот был год назад «цвет настроения синий». Авторы делали его обдуманно, целясь в интернет-пользователей. И у них получилось. Потому что забытый среди молодёжи Киркоров был у всех на слуху. Мем подхватили, он завирусился. Его даже в рекламе стали использовать. Это успешный пример искусственной мемитизации. Есть и неудачные – когда создатели сильно пыжатся и ничего не выходит.

Есть и энциклопедия мемов, где можно посмотреть историю происхождения каждого.

Мемы заменили нашему поколению анекдоты?

– Ну да. Вообще мы сейчас можем играть в «Крокодила» на мемах. Надо, кстати, попробовать. Я уверена, что угадывали бы.

Есть ещё такое понятие, как локальный мем, который понятен только ограниченной группе лиц. Можно сказать, что мем сейчас находится в концепции постмодернизма.

Как мемы используются в медиа?

– Они могут быть и ньюсмейкерами. Тут можно вспомнить Медведева с его «денег нет, но вы держитесь». Можно вспомнить Ждуна, про которого писали кучу новостей в духе: «Ждун пришёл на открытие нового отделения «Почты России». Ещё журналисты могут использовать мем в своём материале – как картинку, заголовок или прочий элемент оформления. Этим грех не пользоваться – главное не переборщить.

Фото: паблик посёлок новгородского типа