Наверное, уже почти все забыли, что министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова объявила 2019-й годом борьбы с потреблением сахара и соли. А ведь это произошло 13 декабря, совсем недавно. На очередном заседании Совета законодателей России г-жа министр привела чудовищные цифры: 27%т мужчин и 25% женщин в нашей стране страдают ожирением (среди россиян 55-64 лет – соответственно 52 и 36%); 41% онкологических больных – люди с избыточным весом; по сахарному диабету мы входим в пятерку стран-лидеров…

Выступление министра г-жи Скворцовой должно было оживить сообщение от 12 ноября о том, что Минздрав поддержал предложение экспертного совета при Правительстве РФ о введении акцизов на сладкую газировку. Это приведет к росту цен на «Пепси» или «Байкал» на 20%. У нас за всё платит потребитель…

В Германии в эти дни тоже обострилась тема борьбы с ожирением. В мае неправительственная организация Foodwatch (Пищевой мониторинг – с англ.), занимающаяся защитой прав потребителей в сфере продуктов питания, обратилась с открытым письмом к канцлеру Меркель, требуя ввести акцизы на сахар. Конечно, не всё было так прямолинейно.

Foodwatch предлагал прежде всего отмену НДС на овощи и фрукты, чтобы удешевить их; введение маркировки в виде «светофора» на продукты с чрезмерным содержанием сахара, жира и соли; ограничение ориентированной на детей рекламы вредных продуктов питания и в конце концов – введение налога на сладкие напитки. Однако министр питания и сельского хозяйства ФРГ г-жа Клёкнер не поддержала эту идею. Ее примеру последовало и правительство Германии.

В течение лета министр консультировалось с учеными, бизнесменами и общественностью, а в сентябре было подписано соглашение с пищевой промышленностью. Немецкие пищевики обязались, что содержание сахара в кукурузных, овсяных и прочих хлопьях и мюсли к 2025 году будет сокращено как минимум на 20%, в безалкогольных напитках – на 15%, в детских йогуртах - не менее, чем на 10%. А в замороженных пиццах и хлебобулочных изделиях станет меньше соли.

19 декабря правительство ФРГ утвердило разработанную министерством г-жи Клекнер Национальную стратегию по сокращению сахара, жиров и соли в готовых продуктах и по инновациям. Стратегия и соответствующая правительственная программа по «оздоровлению еды» вступают в силу с нового года. Беспокойная общественность, чем ближе этот рубеж, тем сильнее протестует, считая, что правительство пошло на поводу у бизнеса, который не станет работать себе в убыток. И, стало быть, ничего не изменится. В качестве аргумента приводят примеры, что налог на сахар уже введен в Бельгии, Великобритании, Португалии, Франции.

Наиболее радикальные «протестанты» требуют отставки министра питания. Правительство пока держит активную оборону. Но министр Клекнер вынуждена была выступить в самой массовой в Германии газете Bildс заявлением: «Первая проверка намечена на осень 2019 года. Если бизнес нас не поддержит, мы рассмотрим другие меры».

Что произойдет в России на «солоно-сахарной площадке», никто пока не знает. В правительстве могут последовать примеру Германии, а могут сделать как во Франции. Могут и просто спустить тему на тормозах: есть проблемы поострее.

Конкретно Новгородскую область эта проблема (неправильного питания) тоже не обошла. Напомню, постановлением Правительства Новгородской области № 617 от 18.12.2014 была утверждена госпрограмма «Развитие здравоохранения Новгородской области до 2020 года». Так вот, по этой программе, «распространенность ожирения у населения области /должна составить к концу 2020 года/ не более 25,0%». Министр Скворцова приводит эту цифру как тревожную, а мы к ней стремимся. Пусть и сверху, а не снизу. Все равно это указывает, что в нашем регионе положение, скорее всего, хуже, чем в среднем по России…