В новейшей истории Мурманска туристы делятся на два типа: тех, кто увидел фильм «Левиафан» и отправился в тундру на поиски показанных в нём красот, и тех, кто сначала побывал на краю земли и, вернувшись, посмотрел киноленту Звягинцева. Я отношусь ко второй категории.

Три незабываемых дня, а точнее Полярных ночи журналистам Северо-запада из 11 городов, входящих в «Серебряное ожерелье России», посчаствливилось провести в тундре. И, несмотря на то, что ехали мы все на самый север, здесь нам удалось погреться (при минус 10 в родном Новгороде, тут было около ноля) и очароваться прекрасным городом, несмотря на то, что относительно светлое время суток тут ограничивалось всего несколькими часами в сутки.

Как любят рассказывать гиды, Мурманск – город, в котором есть всё самое-самое. К примеру, самые северные в мире «Макдоналдс» и колесо обозрения. А ещё тут на днях открыли, наверное, тоже самый необычный для Заполярья кинотеатр – под открытым небом. Произошло это в рамках кинофестиваля «Северный Характер», ради которого мы, собственно говоря, все и собрались. Данный фестиваль проходит в Мурманской области с 2008 года. На него традиционно съезжаются люди искусства не только соседних регионов, но и стран: Швеции, Норвегии, Финляндии и Дании. И потому неслучайно темой фестиваля в 2018 году стало «Притяжения Севера». И в центре внимания – человек, который живёт на Севере, ценит его суровую красоту, творит и созидает, а также вдохновляет других на преодоление трудностей.

«Северный Характер» уже давно стал визитной карточкой нашего региона. В этом году Сбербанк поддержит фестиваль информационно на территории всего Северо-Запада. Для этого мы привезли журналистов из разных городов. Кроме самых актуальных новостей из мира кино, участники пресс-тура расскажут своим читателям о жизни людей на Крайнем Севере и его неповторимой красоте, – отметил Сергей Филиппов, управляющий Мурманским отделением ПАО Сбербанк, оказавшего информационную поддержку кинофестивалю.

Город в огнях

Первое что поразило нас, впервые оказавшихся за Полярным кругом, это множество огней и разноообразная подсветка – во всяком случае на центральных улицах города. Местные жители в соцсетях жалуются, что раньше город, который не видит солнца месяцами, был подсвечен лучше. Возможно, это и так, но праздник к мурманчанам давно пришёл – там уже во всю горят консоли на столбах, развешаны гирлянды на деревьях, подсвечены витрины и включены огни на ёлках. Похоже это своеобразные активаторы эндорфина и многочисленные заменители солнца, лучи которого тут увидят теперь не скоро – 11 января. В течение полярной ночи, которая наступила тут в минувшие выходные, солнце не будет подниматься выше линии горизонта. Его тут очень ждут и даже проводят свой уникальный праздник: особо соскучившиеся по небесному светилу мурманчане отправляются встречать первый рассвет к подножию сопки Солнечная горка, откуда в хорошую погоду можно увидеть первые лучи солнца.

- И как вы тут живёте, вам светотерапию не назначают? – то и дело спрашиваем мы местных, встречавшихся на мероприятиях и экскурсиях.

- Светотерапия, скорее, нужна вам, приехавшим! А мы привыкли!

Надо заметить, что к этому испытанию организма местные действительно привыкли и традиционно готовятся: например, для мурманских дошколят перед наступлением полярной ночи и в её период проводят оздоровительную кампанию, включающую употребление капсулированного рыбьего жира, занятия физической культурой, игры на свежем воздухе, закаливание и плавание. А для школьников вводится щадящий режим: уроки начинаются позднее и их продолжительность сокращена на пять минут. При этом учителям рекомендуется снижать объём домашних заданий и не задавать их вообще на выходные (тут новгородские школьники и их родители, ожидающие новогодних каникул, дружно могут позавидовать!).

Алёша, кот Семён и Ждущая

Надо сказать, что несмотря на то, что темнота нас настигала в большом числе поездок по полуострову, увидеть и разглядеть удалось многое. Сначала гостей фестиваля познакомили с ночным Мурманском и его героическим прошлым. Вопреки тому, что город был выжжен врагом, люди продолжали трудиться и в самые лютые дни наступления. И ещё неизвестно, каким бы мог оказаться исход Великой Отечественной, если бы храбрые мурманчане сдались...

Не сдались жители города и спустя десятилетия после окончания войны. Люди несколько лет боролись за появление памятника «Алёша» – этот мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» изначально планировали поставить на площади Пять Углов, но затем выбрали сопку Зелёный Мыс, возвышающуюся над городом и Кольским заливом на 173 метра. Надо сказать, что лучше места для такого гиганта – рост солдата 35 метров, постамент составляет ещё 7! – сложно придумать. Этот памятник сегодня считается одним из высочайших в России. Он виден отовсюду, и виды, открывающиеся с сопки – просто потрясающие.

Есть в городе и другие точки притяжения, пусть и менее значительные, но от того не менее интересные. Например, прекрасная «Ждущая», появившаяся в городе всего 6 лет назад. Это памятник женщине, ждущей своего моряка (традиционная тема для портового города). Есть и забавные малые формы. Например, кот Семён – вообще местная легенда. Считается, что представители семейства кошачьих могут путешествовать в пределах 600-700 километров от дома. Но среди усатых есть и настоящие рекордсмены – потерявшиеся коты возвращаются к хозяевам в другой город или даже страну. Таким и был мурманский Семён (японский Хатико нервно в сторонке... сидит). Кот-путешественник, которого хозяева всегда брали в поездки на автомобиле, потерялся в Москве по пути с моря в родной Мурманск. Но бедолага вернулся на порог родной квартиры... спустя 6,5 лет! Котейка преодолел около 2000 километров. О преданном хвостатом писали местные газеты, его сняли в короткометражке. А вишенкой на торте в это милой истории стала бронзовая копия отважного путешественника, отлитая из бронзы. Как уверяют местные жители, пузатый бронзовый кот совсем не похож на своего прототипа сиамской породы, зато есть сходство с бывшим мэром города. Куча забавных мемов до сих пор встречается на просторах мурманского сегмента интернета.

День второй. Шаманский

Конечно, ради одних только памятников никто и никогда не поедет на край страны. А вот зачем ещё стоит преодолеть тысячи километров собравшимся поведала гид во время нашей второй экскурсии.

Какой же север без местных традиций и обычаев? Задала риторический вопрос наш новый гид и тут пустилась в длительные и увлекательные рассказы о саамских нойдах или шаманах по-нашему.

Признаюсь, от рассказов о силе местных магов, подземных жителях, которых тут якобы регулярно встречают, и прочих штуках в кромешной темноте понемногу начинали бежать мурашки. Но всех их след простыл, как только нас познакомили с местной представительницей саамов Светланой.

Добродушная северянка пригласила всех в вежу – традиционное жилище саамов, представляющее собой каркасную постройку пирамидальной формы. Изнутри все обито тёплыми оленьими шкурами, причём не только стены, но и лавки, а в центре постройки стоит очаг. Творить чудеса на наших глазах, к сожалению, никто не стал, но вот обряд на удачу и везение нам провели. Самым прытким потом даже дали подержать саамский бубен. Правда, стучать запретили – мало ли что накликаем, чай не нойды. Хорошо прокоптившись в веже мы отправились кормить оленей ягелем, а затем вдоволь нагладившись пушистых морд, отправились уплетать ягодные пироги и пить вкуснейший травяной чай.

Природа тут настолько сурова, что местным женщинам в старину несколько мужей иметь разрешалось, – то ли шуткой, то ли фактом привлекла к себе за чаепитием внимание хозяйка дома. – Тут ведь как: муж ушёл далеко за мясом, рыбой. А вдруг не вернулся? Одной женщине в Тундре не выжить!

И то правда!

Умяв вкусности, мы дружно высыпаем на улицу. На выходе из деревни по очереди прикладываем ладони к сейду (большому камню, в котором живёт почитаемый дух), мысленно загадывая сокровенное желание, и оставляем в дар монетки и сладости, чтобы мечты поскорее исполнились. Поскольку нас предупредили – одно желание на нос, очередь быстро испаряется, и мы вереницей двигаемся в сторону автобуса. Уже тут под мерный голос гида узнаем о древнем аналоге посланий местных жителей – петроглифах. К сожалению, увидеть своими глазами наскальную живопись древних художников нам не удалось, – это отдельная поездка. Но рассмотреть их я смогла уж в дороге на экране смартфона – связь (не будем рекламировать оператора) была на высоте, и «гуглить», постить фото мне удавалось практически во многих точках во время передвижения по полуострову.

Прекрасная Териберка

Зачем же ещё нужно ехать в Мурманск?

Почему надо у нас обязательно побывать? У приезжающего сюда есть возможность быстро и не дорого, без визы и загранпаспорта побывать почти в 5 странах. Юг – Финляндия, север – Норвегия, центр – Швейцария, Териберка и окрестности – Ирландия и Исландия, – уверен гид Владимир Онацкий. – Ну и, конечно, увидеть северное сияние – это непередаваемый ничем опыт, который навсегда останется в памяти каждого гостя региона. Ни один фотоаппарат и ни одна видеокамера пока не способна комплексно передать всю красоту и разнообразие природы Кольского края.

По словам Владимира, найти туры под себя тут можно очень быстро и весьма бюджетно. При этом для взыскательного клиента тут тоже найдётся масса развлечений.

Сегодня самыми популярными считаются: туры на берег моря – это от 12 тысяч рублей с машины (до 4 человек); северное сияние у профессиональных охотников за ним стоит 5000 с человека; четырёхчасовая обзорная экскурсия по Мурманску обойдётся в 7500 рублей. Визит в саамскую деревню будет стоить от 8000.

А для туристов с большим кошельком есть поездки глубоко в тундру за сотни километров от цивилизации в домик оленевода и к стаду оленей. Там цена начинается от 20 тысяч с человека.

И это мы не говорим про возможность покататься на лыжах. Ведь в центре Кольского полуострова находятся Хибины. Этот горный массив в подсыпке снегом не нуждается. Потому, наверное, даже в конце сезона, когда другие горнолыжные курорты и базы уходят на каникулы, тут ещё вовсю катаются лыжники... даже из Правительства РФ.

Не знаю, как вы, я обязательно сюда вернусь! Теперь уже летом.

Фото автора, Владимира Онацкого (+ видео) и Ильи Крушевского