Новгородские любители балета, пришедшие вечером в пятницу в театр драмы имени Ф.М.Достоевского, стали свидетелями уникального события: здесь можно было увидеть сразу два классических спектакля в сопровождении живого симфонического оркестра. О том, как удалось связать в едином пространстве великие имена композитора Петра Чайковского и хореографа Мариуса Петипа, уместить на одной сцене Симфонический оркестр Ленинградской области и театр-студию «Артис Балет», сетевому изданию «ВНовгороде.ру» рассказал автор идеи Михаил Голиков.

Этот молодой талантливый художественный руководитель и дирижёр симфонического оркестра «Таврический» в свои 38 лет является лауреатом Международных и Всероссийских конкурсов, сотрудничает с известными симфоническими оркестрами Петербурга и с 2013 года удостоен звания Народного артиста Республики Кабардино-Балкария.

- Михаил Сергеевич, во-первых, хочу поблагодарить за то, что включили наш город в программу своего регионального музыкального фестиваля «Великие страницы русской музыки. Традиции. Преемственность». Расскажите, как пришла родилась идея этого фестиваля и кто, кроме новгородцев, смог увидеть спектакль «Страницы русского балета»?

- Это наш первый фестиваль, проходит он на территории Северо-западного федерального округа. Идея его заключается в том, чтобы познакомить небольшие города и населённые пункты, которые не так часто имеют возможность встречаться с русской симфонической музыкой, с её лучшими образцами. Фестиваль получит дальнейшее продолжение и мы каждый год будем его посвящать определённым именам. В этом году это два юбиляра Чайковский и Рахманинов, композиторы представляющие два смежных поколения, передающие друг другу эстафетную палочку и традиции русской классической музыки.

А благодаря этому фестивалю некоторые жители Архангельска, Северодвинска, Вологда впервые услышали вживую симфонический оркестр. Ко мне после концертов там подходили преподаватели музыкальных школ со слезами на глазах и признавались, что их ученики наконец живьём услышали всё то, что им преподавали в школе.

Ведь классическая музыка это клапан эмоций, который открывается, когда заканчиваются слова.

- Надо сказать, что цены на билеты были приемлемыми, и помимо этого, насколько я знаю, приглашали деток бесплатно? Расскажите о благотворительной составляющей концерта.

- Это действительно так. На каждый концерт мы приглашали детей из музыкальных школ, реабилитационных центров процентов 40% в каждом зале отдавалось именно таким категориям. А некоторые концерты и вовсе были со свободным входом. Например, когда мы показывали программу в ДК маленького посёлка Горбунки Ленинградской области, где базируется «Артис Балет», наплыв зрителей был настолько огромным, что зал с трудом вместил всех желающих, и некоторые стояли с цветами в фойе. Всего состоялось 4 концерта в Ленобласти, а также в Архангельске, Северодвинске, Вологде; в Великом Новгороде завершающий концерт.

- Чья идея была совместить живой оркестр и детский балет?

- Моя: только сумасшедший мог надеяться снискать такую реакцию на детский балет, но мы это сделали (смеётся).

Надо сказать, что этим фестивалем помимо названных имён классиков мы отдаём дань другом великому человеку Мариусу Петипа, в 2018 году отмечается его 200-летие. Можно, конечно, было сделать проект с ведущими солистами театров, мы это тоже делаем. Но поскольку мы ориентировали весь фестиваль на молодую и детскую аудиторию, хотелось чтобы именно дети говорили на языке искусства со своими сверстниками: собственным мастерством, душой и талантом.

И когда я предложил руководителю балетной школы Ирины Савчуковой сделать свою версию «Лебединого озера», где станцуют дети и уже состоявшиеся звёзды сцены, она всего день взяла на раздумья. А перезвонив, даже дополнила идею было решено сделать ещё и «Спящую красавицу». Это два полноценных спектакля в одном! В Петербурге нас просто бы разорвали с руками и ногами руководители туристических фирм за возможность познакомить гостей из разных стран мира с балетом.

Ведь русский балет это бренд, самый драгоценный металл нашей страны, который дороже чем нефть и газ.

Но при этом у нас в глубинке очень многие живьём балет никогда не видели! Конечно, можно посмотреть по телевизору, или присоединившись к виртуальным концертному залу (проект Минкульта). Но ничто не может сравниться с живым общением, живым оркестром и артистами. Поэтому наша сумасшедшая идея оказалась вполне реализуемой. А когда мы выбирали площадки, понимая, что не все из них смогут вместить такое количество участников, я уже точно знал закрывать фестиваль будем именно в Новгороде. Я был здесь однажды 4 года назад и хорошо запомнил, что у вас есть большая замечательная сцена. Ну и конечно, все знают, что Новгород Родина Рахманинова, этот факт я не просто держал в голове, а знал, что обязательно сделаем что-то у вас. Пусть и звучит музыка Чайковского, но с посвящением Рахманинову.

Я считаю, что классика это то, что мы должны сегодня прививать молодому поколению, причём не в сухих уроках школьных, а именно через эмоции. Чтобы её понять, нужно ребёнку один раз сесть и послушать концерт классической музыки, закрыв глаза и начав фантазировать, представлять. Ведь то, что мы можем у себя в душе придумать это самое прекрасное, а дети такие фантазёры, они более талантливые, чем все мы взрослые вместе взятые.

- Однако сегодня многие родители, отдавая детей в музыкальную школу, говорят примерно так «Музыкантом не станет, но для общего развития пригодится» или вовсе туда не ведут, считая, что достаточно уроков музыки в обычной школе. Вы с этим согласны?

- Перед современной школой сегодня стоит так много задач, что сложно судить, какое внимание уделяется там музыкальному образованию детей. Чуть ли не с первых классов там начинается подготовка к ЕГЭ, потому ни родители, не дети особо не понимают, зачем получать знания, если по итогам школьник должен просто написать тест. Мне кажется, если ребёнок здоров и активен, его обязательно нужно отдавать в музыкальную школу, чтобы он немного по-другому развивался: музыка, ритм, пение, игра, пускай даже на минимальном уровне, развивает внутренний мир. А педагоги могут разглядеть и развить талант, который поможет маленькому человеку найти своё место в жизни. Но даже если этого не случится, и выяснится, что музыка не совсем его - несколько классов музыкальной школы помогут и голову развить, и личность.

Мы сегодня испытываем очень большие проблемы с психологией детей: увеличилось число подростковых суицидов, каких-то совершенно неадекватных проявлений недавно в центре Петербурга в Таврическом саду банда подростков избила прохожих. Это страшно. Это как раз обратная сторона медали: это то, что мы детям недодали, не отправив их в музыкальную школу, а если ребёнок гиперактивный, то ещё и в спортивную! Я сам в детстве параллельно с музыкальной школой ходил в школу олимпийского резерва по плаванию, занимался футболом. В то же время уже был одним из ведущих солистов детского хора, ездил 5 раз в году на гастроли по месяцу. И на всё, включая учёбу, хватало времени! Конечно, родителям пришлось непросто.

Поэтому, уважаемые родители, если есть возможность водите своих детей в секции, это даёт им другое, светлое будущее!