В четверг, 26 апреля, в лектории Новгородского государственного музея-заповедника объявили победителя конкурса, который проводил Новгородский фонд развития креативной экономики. Начинающим и уже опытным дизайнерам предстояло разработать фирменный стиль фонда.

Церемония вручения сертификатов участникам и призерам конкурса прошла перед началом одной из 12-ти лекций по креативной экономике. Выступал в этот день историк инженерии, экскурсовод и создатель школы гида «Москва глазами инженера» Айрат Багаутдинов.

Директор регионального фонда развития экономики Юрий Весельев объявил: победителем конкурса и обладателем денежного приза в 60 тысяч рублей стал маркетолог и графический дизайнер Иван Колмогоров. На сертификатах, кстати, уже был использован разработанный логотип и фирменный стиль.

Второе место и приз в 20 тысяч рублей получила частнопрактикующий дизайнер Александра Крылова.

А третью премию забрала 14-летняя (!) студентка направления живопись и графический дизайн школы искусств при Новгородском областном колледже искусств имени Рахманинова Александра Громская. 

Проведение конкурса на разработку фирменного стиля стало первым мероприятием, организованным фондом. Победитель, как и два других финалиста конкурса, получили денежные призы. Юрий Весельев отметил, Фонд завершил процедуру государственной регистрации. Первый грантовый конкурс может быть объявлен уже в мае.

После церемонии мы пообщались с директором Новгородского фона развития креативной экономики о развитии региона в этом направлении подробнее:

Самый банальный и, наверное, самый часто задаваемый Вам вопрос - что такое креативная экономика?

Креативная экономика, сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности. Она описывает процесс создания и коммерческого оборота новых идей, способных создать высокую добавочную стоимость конечного продукта.

К сфере креативной экономике относятся весь комплекс дизайна одежды и предметов интерьера (оригинальность дизайна делает ее более привлекательной для покупателя). Вплоть до создания и оборота уникальных экземпляров – настоящих произведений искусства, стоимость которых несопоставимо выше, чем совокупная стоимость ресурсов и человекочасов, затраченная на их производство. Основную ценность представляет уникальность и «бренд дизайнера», или известность того или иного народного промысла.

Также к креативной экономике относятся новые оригинальные технологии производства товаров, формы их оформления, удобные и быстрые способы их сопровождения от продавца до покупателя. Часто это связано с использованием высоких технологий – внедрение компьютерных технологий на производстве мобильное приложение вместо продавца для удержания клиента, прямой коммуникации с ним по поводу его ожиданий от продукта. Интернет-магазин, вместо обычного, с компьютерной системой логистики, следящей за доставкой продукта покупателю.

Третий аспект креативной экономики – это создание условий для появления новых идей. Как известно из психологии человека, личность способна к творчеству, когда удовлетворены ее базовые потребности в еде, безопасности и комфорте. Таким образом, в широком смысле, всю работу по «повышению качества жизни» можно также отнести к развитию креативной экономики. В нашем же смысле это разработка и внедрение в практику уникальных идей по организации общественного и личного пространства, комфортного для творческой личности.

То есть деятели креативной экономики: создают условия, благоприятные для появления идеи, разрабатывают идеи принципиально новых продуктов, идеи уникального оформления уже существующих продуктов и разрабатывают идеи эффективного поиска клиентов, коммуникации с покупателем, и продажи ему этого самого продукта.

Не менее «оригинальный» вопрос: Зачем развивать креативную экономику именно в Новгородской области?

Из прагматических соображений. Общее место: в Новгородской области нет нефти, газа, других ценных ресурсов, наши широты относятся к зоне рискованного земледелия, на организацию производств климат также оказывает влияние – для цехов нужны отапливаемые помещения. А вот для рождения идеи многого не нужно.

А чего же в Новгородской области много? Ответ на этот вопрос мы слышим гораздо реже – а это люди, их огромный креативный потенциал. Это можно видеть на примере деловой активности студентов университета и филиала академии народного хозяйства. Значение вдохновляющего на идеи культурного багажа нашего региона, который можно «переработать» в современный продукт, также трудно переоценить.

Хорошо, наплодим дизайнеров… А какая польза от этого для жителей региона?

Поясню на известном многим показательном примере. Предприниматель Гузель Санжапова из деревни Малый Турыш в Свердловской области не так давно прославилась вот чем.

Она придумала и создала новый продукт: деревянную ложку, на которой карамелью из местного меда прикреплены местные же пахучие травы и сушеные ягоды. Благодаря программе развития креативной экономики известного чайного бренда Lipton, выделившей ей в 2015 году сравнительно небольшой грант (около 300 тысяч рублей) на приобретение оборудования, организовала его производство. И подписала эксклюзивный контракт на дополнение своим продуктом чайных наборов Lipton. Плюс для территории в этой истории очевиден, в деревне появился (пожалуй, впервые за десятилетие) работодатель, обеспечивший практически всех местных жителей работой (кто не на предприятии трудится, тот лесные ягоды и травы собирает и сдает).

Но есть и минус: бренд Lipton принадлежит транснациональной корпорации Unilever (базируется в Великобритании), идеей креативного предпринимателя, нашей соотечественницы, теперь тоже она управляет.

Чтобы оставить идеи на Родине, противостоять «утечке идей» и оказывать им помощь сделать первый шаг к оформлению идеи в бизнес, и реализуется сегодня в Новгородской области продуманный комплекс мер.

Без обучения новым подходам с элементами их пропаганды никуда. НовГУ и Агентство информационных коммуникаций под патронажем губернатора Андрея Никитина проводит: 12 открытых лекций по креативной экономике.

Другой элемент – финансовая и организационная поддержка через Новгородский фонд креативной экономики первых шагов жителей Новгородской области, желающих начать своё дело и «заработать деньги собственным умом». Фонд будет предоставлять как небольшие гранты на начало такого бизнеса, так и заёмные средства для его развития.

Не обойтись без соответствующей законодательной базы, описывающей такую поддержку… .

Верно, в настоящее время при нашем содействии по инициативе губернатора Андрея Никитина разрабатывается пакет областных законов, описывающих поддержку народных промыслов – как части креативной экономики. Мы находимся в диалоге по этому вопросу с региональным министерством промышленности и торговли. А то, знаете ли, немного обидно, когда за счёт грамотной «упаковки» и создания комплексного туристического продукта, столицей «прорезной бересты» становится Великий Устюг. Ведь туда её, говорят, новгородцы в древности завезли.

Расскажите подробнее о задачах фонда.

Во-первых, искать и находить потенциальных предпринимателей, помогать им поверить в себя, и в то, что придуманную ими идею можно преобразовать в востребованный коммерческий продукт. Причём здесь, в Новгородской области, не уезжая из региона в лучшем случае в Сколково, в худшем – в Силиконовую долину.

Во-вторых, поддержать тех «фрилансеров», которые уже работают в креативной экономике, но «в серой зоне». Показать им, что можно получать деньги за свои идеи вполне официально, в правовом поле, а не надеяться на честность далёкого заказчика. Как это бывает сейчас.

В-третьих, конкурировать с частными проектами международных корпораций, которые ищут по всему миру идеи для того, чтобы в дальнейшем обогатиться за их счёт.

Это если коротко.

Чья была идея создать фонд?

Новгородский фонд развития креативной экономики становится одним из результатов взаимодействия Правительства Новгородской области с Центром стратегических разработок и Новгородским фондом поддержки малого предпринимательства. Фонд пользуется широкой поддержкой. Её оказывают нам и новгородская «Деловая Россия», и Агентство развития Новгородской области. На федеральном уровне с нами работают и в Агентстве стратегических инициатив, и в Корпорации МСП.

Начали работать и с Новгородским государственным университетом – студентами специальностей дизайн и филология, а также с будущими журналистами, ведь СМИ – тоже часть креативной экономики. Участники оргкомитета фонда провели несколько встреч со студентами в рамках Дней науки НовГУ, не так давно прошедших.

А первым нашим шагом, пока завершалась процедура юридической регистрации фонда и отладки наших каналов коммуникации – официального сайта creativenovgorod.ru и представительств в социальных сетях, стал конкурсный отбор фирменного стиля и логотипа для нашего фонда.