Поклонники творчества норвежского писателя Ю Несбё давно ждали экранизацию мирового бестселлера «Снеговик». За 10 лет, что прошли со дня выхода в свет романа, харизматичный сыщик Харри Холе успел полюбиться многим. Когда-то Несбё называли достойным последователем легендарного Стига Ларссона, но теперь он сам стал признанным мастером детективного жанра.

Скандинавия подарила миру суровую и самобытную мифологию, таинственное, сумрачное ледяное царство зимы. И скандинавские детективы продолжают традиции эпоса. Здесь есть зловещие тайны, корнями уходящие в прошлое, загадочные феминистические незнакомки, художественные, вычурные убийства, ускользающие безумно опасные злодеи… И все это – в атмосфере морозного холода, снегопада, ослепительно сияющих на солнце вершин гор и опасных лавин. Для режиссера качественного триллера скандинавский детектив – просто находка. Проще говоря, тут есть где развернуться – и красивый видеоряд можно выстроить, и интригу лихо закрутить.

Но, к сожалению, со «Снеговиком» так не случилось. От шведского режиссёра Томаса Альфредсона ждали многого. Подкупали упоминавшиеся поначалу в списке продюсеров имя Мартина Скорсезе, а также звездный актерский состав во главе с любимчиком женщин Майклом Фассбендером. И однако… Нет, все «скандинавские» элементы в фильме добросовестно сохранены – свитера толстой вязки, безлюдные дома на заснеженных окраинах, чашки горячего кофе, зимние пейзажи Норвегии. Но на этом обаяние фильма заканчивается.

Убийца выходит на охоту в снегопад… бесследно исчезают замужние женщины… под окном жертвы накануне резни лепят снеговика… Начало фильма интригует, Харри Холе в исполнении Фассбендера усердно бьется над разгадкой тайны. Ну как бьется - расследует все довольно вяло, постоянно отвлекаясь на посторонние темы. И, судя по отзывам зрителей в интернете, у многих возникает вопрос – зачем в фильме вообще нужен сыщик? Ведь вся его сыскная деятельность сводится к бессмысленным хождениям туда-сюда. События развиваются сами по себе, отдельно от Холе. Интрига, уж простите за каламбур, не интригует.

К слову, к игре Фассбендера особых претензий нет. Он добросовестно изображает Харри Холе, страдающего от алкоголя и безответной любви. Правда, на мой взгляд, ему не хватает харизматичности и решительности героя Несбё. Следователь на экране получился довольно слабовольный и чувствительный. Мне как-то не верилось, что он сможет раскрыть дело и встретиться с убийцей лицом к лицу.

По ходу фильма происходит ряд невразумительных убийств, но все жертвы безлики, скучны и неинтересны. Не раскрыты их характеры, не понятна причина убийства (а она есть, есть!), зритель не успевает даже запомнить их имена. В итоге фильм не держит в напряжении, не пробуждает в зрителе вообще никаких чувств – ни сострадания, ни любопытства. На экране предстает некая нарезка кадров – эпизоды не вытекают один из другого, не прослеживается логическая цепочка действий. Создатели фильма словно подготовили ряд сцен, перетасовали их и выложили перед зрителем в произвольном порядке. Те, кто знаком с романом Несбё, еще могли как-то ориентироваться в этом сумбуре, остальные же плутали вслепую.

Хоть немного зацепили внимание красивые природные пейзажи. Создатели фильма не пожалели усилий снять дивные зимние картины Норвегии. Пожалуй, это единственное, что остается в памяти после просмотра «Снеговика». Фильм не спасает даже голый торс Фассбендера.

По ходу съемок режиссер неожиданно вспомнил, что триллер должен пугать зрителя, поэтому в ход пошли отрезанные пальцы и головы, словно позаимствованные из музея восковых фигур. Но увы – просмотр фильма не разрешен зрителям младше 18 лет. А взрослым любителям ужастиков уже прискучила такая нелепая расчлененка. Отрезанный палец на экране давно канул в кинематографическую Лету. И снежный ком на простреленной голове тоже как-то не особенно впечатлил. Куда там «Снеговику» до жутких визгов, сопровождающих сцены насилия в «Девушке с татуировкой дракона». Вот где было действительно не по себе. Я уж не говорю про леденящий ужас «Молчания ягнят». По сравнению с этими фильмами «Снеговик» - бабушкины сказки перед сном.

Но самое главное в любом триллере – это личность убийцы. Кто убил? Как он выглядит? Появился он уже или нет? Эти вопросы должны беспокоить зрителя в ходе всего фильма. Но при просмотре «Снеговика» зритель остается хлад и нем, как ледяная скульптура. Если не заинтересует ход расследования и жертвы, не интересен и убийца. В романе Несбё это настоящий зверь, играющий в тонкую двойную игру. Он быстр, решителен, жесток и безжалостен. Читатель еще не знает, кто это, но уже боится. В книге есть прекрасная сцена – убийца идет ва-банк и назначает следователю свидание в открытую. Полицейский приходит на встречу, вооруженный до зубов, но цепенеет при виде маньяка – такой тот внушает страх.

В фильме такой сцены нет. К встречи со «зверем» зрителя безуспешно подготавливает все тот же отрезанный палец. В экранном «Снеговике» убийца тихий и неинтересный тип, похожий на вдруг разозлившегося хомячка. И вот этот хомячок, скаля зубки, мечется по экрану, пытается мстить – кому, за что? Об этом сообщается весьма туманно.

В финале многих зрителей вместо долгожданной развязки настигает удивление – и это всё? Всё? Нет единой мысли, крепко связывающей сюжет, рассыпающийся, как карточный домик, нет идеи, которую бы можно было вынести из этого фильма, долго обдумывать, спорить. Ничего. Фильм не заставляет думать.

Фото с сайта pixabay.com