Уважаемые читатели, представляем вашему вниманию материал экс-директора «Агентства развития Новгородской области», а ныне депутата Челябинской городской Думы Дмитрия Довженко, опубликованный на сайте «Деловой квартал».

Кризис – набившее оскомину слово. Власти бодро рапортуют о том, что мы достигли дна и наконец-то оттолкнулись: теперь, по идее, только вверх. Индекс промышленного производства в регионе (Челябинской области – прим. ред.) за три квартала вырос на 4,8%, в кредитовании бизнеса наступила долгожданная оттепель. Да и бизнес признаётся, что тем, кто выжил в 1998 году, уже ничего не страшно.

Но если говорить не о мировом экономическом кризисе, а о ситуации в России, то мы столкнулись с кризисом системного характера, который не просто не закончился, а даже не достиг кульминации.

Все сводится к одной простой формуле: ресурс и возможности для дальнейшего развития сложившейся неолиберальной модели капитализма исчерпаны. И дело не только в дешёвой нефти. Проблема в том, что система паразитировала на разграблении и освоении оставшихся советских ресурсов, которые на сегодняшний день закончились.

Исчерпан и человеческий ресурс – квалифицированные работники, получившие советское образование, выходят на пенсию. Специалистов с приличным техническим образованием в стране больше не производят. И за последние десять лет ситуация только ухудшилась. Созданы условия для отрицательной селекции – в первую очередь, преподавателей, исключающие появление активных и креативных профессионалов. Есть либо активные дилетанты, строящие административную карьеру, либо поставленные в жёсткие рамки профессионалы, опасающиеся проявлять хоть какую-то позицию.

Мы восхищаемся китайским или сингапурским чудом. Забывая, что тот самый колоссальный скачок национальной экономики обеспечили простые китайцы или сингапурцы, которые массово уезжали за европейским образованием и так же массово возвращались в родную страну с знаниями о последних научных достижениях и передовых технологиях. У нас самые светлые головы тоже рвутся учиться за рубежом. Правда, обратно их уже калачом не заманишь.

Профессиональный кадровый голод сегодня является одной из ключевых проблем и самой государственной машины.

Люди катастрофически нужны. И в Москве, а тем более на местном уровне – достаточно взглянуть, кто сегодня управляет сельскими поселениями, районными администрациями. Но, с другой стороны, даже если придут новые, прогрессивные специалисты – готовы ли они будут работать за зарплату в 20-25 тысяч рублей и обслуживать интересы тех, кто сидит на хлебных местах, кто выбран по принципу не профессиональной компетентности, а лояльности власти?

Существующая в России модель капитализма не просто испытывает временные трудности, вызванные сговором мировых элит или колебаниями цен на нефть. Это системный кризис, который не может быть преодолён в рамках сложившегося порядка. На остатках части Союза, называемых Россией, вызрело несколько серьёзных международных корпораций, которые для своего роста выкачивают последнее. И страна рискует превратиться в грандиозную колонию этих чеболей. Уйдет Путин, и они добьют страну.

Уже виден конфликт элит, мотивируемый эмоциональным накалом населения.

Экономисты предрекают социальный взрыв, указывая на растущий разрыв в доходах богатых и бедных. Да, он колоссален даже по официальным отчётам, не учитывающим офшорные счета и спрятанную за трастовыми фондами собственность. Но гораздо глубже и страшнее другой разрыв – цивилизационный. Граждане России живут даже не в разных веках, а в разных тысячелетиях. Это со всей очевидностью проявляется в быту, но точно так же присутствует и во всех остальных сферах: образовании, медицине, науке, политике: пока одни с умным видом рассуждают о блокчейне и криптовалюте, другие, как и сто, и тысячу лет назад, носят воду в ведрах с уличной колонки.

Что мешает прогрессировать? Жадность и старое мышление.

Возьмем классическую социалистическую модель, где всё общее, то есть создаваемая прибавочная стоимость идёт на общественное благо. Считается, что эта модель потерпела крах. Но стоит различать саму модель и способы её реализации. СССР использовал социальную привлекательность модели, сформировав при этом элитарную и жесткую систему управления, основанную на иерархии и запрете частной собственности, что привело к неоднозначному результату. И кстати, нельзя однозначно назвать его негативным: современная Россия жива исключительно благодаря наследию СССР. А современный Китай демонстрирует более гибкую реализацию социалистической модели, и сейчас ни у кого сегодня не вызывают сомнений достижения экономики страны.

Решением могла бы стать децентрализация управления, причём не политическая, а операционная: люди должны получить возможность принимать решения, которые влияют на их жизнь, участвовать в управлении хотя бы на местах. Это будет хорошо и для бизнеса, и для жизни в стране. Ведь если по Марксу производственные силы тормозят производственные отношения, то у нас в стране закостенелая, архаичная политическая система тормозит социум. Возможно, когда-то, в 90-е, испугавшись разгула, который творился под лозунгами демократии и гласности, мы сами позволили, чтобы политический строй откатился во времена позднего СССР. Но мир необратимо изменился, стал более открытым. И в этом новом мире, даже обладая политическими и финансовыми рычагами, уже не скрыть информации ни об утечке рутения, ни о сливе ртути в реку. Все сильнее проявляются общественные движения, которые противостоят тоталитарному «официальному мнению».

Наступило очень интересное время. Общественный протест, причём в мирной форме, стал оказывать все возрастающее давление на власти.

А неумение или нежелание властей выстраивать и соблюдать с людьми даже элементарные договорённости приводит к тому, что президент вынужден вступать в диалог, например, с активистом движения «Стоп ГОК», хотя это исключительно региональная повестка. Растет число доброхотов, которые считают, что раскачивание лодки может быть им на руку. Каждый из них апеллирует к улице, заявляя, что именно он выражает «мнение народа». Все это в конечном счете только порождает хаос.

Материал публикуется с согласия автора и редакции «Делового квартала». Источник фото: информационное агентство «Znak».

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.