Сегодня, когда информационная волна наконец схлынула с первых федеральных полос по «Матильде», мы предлагаем вдумчивому читателю свой отзыв на этот довольно неоднозначный фильм. Своим мнением вы можете поделиться под материалом.

Скандал года… Самый ожидаемый фильм… Какие только ярлыки не были навешаны на новый фильм Алексея Учителя «Матильда». Негативные отзывы о картине усилили мое любопытство, и я решила сходить в кино и составить свое мнение о фильме.

В заснеженном холодном октябре 1888 года императорский поезд мчится в Петербург. Царь Александр III советует томному, мечтательному наследнику Николаю немного развлечься и обратить внимание на балерин Императорского театра. Вдруг страшный треск, сильный толчок, катастрофа. Вагон, где находилась царская семья, полностью разрушен. Могучий Александр III, обладавший недюжинной силой, держит на плечах крышу вагона, пока члены его семьи и другие пострадавшие выбираются из-под обломков. Это одна из самых сильных сцен «Матильды». На экране – колоритная мощная фигура царя Александра, державшего «в кулаке всю Россию». Обаяние и харизма Сергея Гармаша в роли старого императора дали бодрое, энергичное начало фильму. Я приготовилась увидеть историческую мелодраму с патриотическим пафосом, сильными личностями и страстями. Но, к сожалению, вся сила фильма сосредоточилась в одном эпизоде, а затем сюжет медленно покатился вниз.

С великим государем сильно контрастирует меланхоличный молодой наследник Ники, безумно влюбившийся в балерину. Хотя, позвольте, какой же он молодой? Несмотря на тщательно наложенный грим, в образе Ники то и дело проглядывает взрослый опытный мужчина. И неудивительно, ведь Ларсу Айдингеру, игравшему роль Николая, на тот момент было около 40 лет. Критики отмечают – сыграть юного влюбленного в зрелом возрасте под силу очень немногим актерам. Тут действительно нужен незаурядный талант, компенсирующий природное обаяние молодости. Айдингер же на экране был больше похож на человека, переживающего кризис среднего возраста, чем на пылкого любовника.

В арсенале экранного Ники довольно бесхитростные актерские приемы – в разговоре с отцом и матерью он лишь почтительно склоняет голову, при виде Матильды плотоядно улыбается, а в каких-то особенно драматических моментах инфантильно пускает слезу. Так, все свое горе после смерти отца Ники выражает в истеричном «Оставьте меня!», любовь к Матильде передается только постельными сценами (к слову, весьма целомудренными). Здесь не видно ни сложных чувств, ни глубокой внутренней борьбы. Образ царя довольно простой и схематичный, словно вклеенный из балаганного театра.

Известно, что короля делает его свита. Но экранный русский царь живет словно на необитаемом острове – в фильме почти нет сцен с участием массовки. Царь движется на экране в гордом одиночестве. Друзья, наставники, придворные, министры – о них мы можем только догадываться.

Ключевой сценой фильма очевидно должна была стать коронация. Лично мне показалось, что ее сняли в духе черной комедии. Николай, наконец, сделал выбор между любовью и долгом, но Матильда не хочет упускать своего, является в Успенский собор вся в белом, словно ангел возмездия, и начинается нелепая погоня за балериной по всему собору. При этом хрупкую девушку не может остановить даже опытный начальник сыскной полиции. От одного только окрика Матильды царь падает в обморок, но собравшиеся невозмутимо продолжают стоять. Ники очнулся, и церемония продолжилась как ни в чем не бывало. Что означает эта сцена? Что держать в кулаке Россию у Ники вряд ли получится, раз не могут справиться даже с балериной?

Стоит отметить, что все герои фильма заперты в помещениях, на экране нет красивых панорамных видов. Очевидно, создателей картины не прельстили красоты Петербурга, Петергофа, Царского села.

Режиссер срывает покров величия с императорской семьи, превращая тем самым царственных особ в обычных мещан. Граф Воронцов в исполнении Данилы Козловского дает наследнику пощечину в царских апартаментах, принцесса Алиса дерзит императрице. А ведь в те времена люди из высшего общества при любой обиде не смели и коснуться друг друга, не то что по лицу бить…. Такие понятия как ум, образованность, достоинство, честь, благородство отсутствуют в фильме напрочь. Я их не увидела. Из истории известно, что Николай был очень образованным, начитанным человеком, много путешествовал, увлекался военным делом. Однако экранный царь не блещет ни умом, ни наличием каких-либо серьезных увлечений. В фильме нет ни одной сцены Николая с книгой в руках. Единственное, чем он занимается в жизни, - ходит в Мариинский театр.

О театре хочется сказать отдельно. Когда я собиралась на этот фильм, я надеялась увидеть на экране знаменитый русский балет, гордость нашей культуры, балет, прославивший Россию на весь мир. Но увы, балета в «Матильде» не было. Представили панораму зала Мариинского театра, балетную труппу почему-то со светодиодами в костюмах и пару танцев – на этом все. Пышность и красота балетного искусства остались за кадром, что очень, на мой взгляд, обеднило фильм.

Разочаровало и музыкальное сопровождение картины, что удивительно, ведь музыкальный руководитель фильма - сам Валерий Гергиев. Но в «Матильде» по сути нет ни зрелищных танцев, ни потрясающей музыки.

Вообще, в фильме знаменитая Мариинка превратилась в модный бордель, оказывающий услуги высокопоставленным особам. Так, например, сановник тащит на диван размалеванную балерину прямо перед ее выступлением на сцену – и пусть подождет весь мир, и император, и петербургский свет!

Хорошо, пусть режиссер решил представить балерин этакими жрицами любви, но ведь и бордель можно показать интересно, тонко, талантливо, игриво. Здесь же все грубо, размалёвано и пошло. Среди этого разврата – броская красота Матильды Кшесинской, у которой в нужный момент оголяется грудь. На мой взгляд, Матильда не производит впечатление роковой женщины. Скорее, это милая куколка, и чем же она так привлекла Ники, что он ради нее готов был от престола отказаться, остается загадкой.

Впрочем, ее соперница принцесса Алиса тоже вряд ли бы смогла завоевать сердца мужчин. На экране будущая российская императрица бледная и неинтересная. Вместо того, чтобы очаровывать своего жениха, она пытается вызвать дух умершего царя и консультируется с шарлатаном-доктором.

Финал, конечно, производит впечатление – красочный фейерверк на Ходынском поле среди раненых и мёртвых тел, настоящий пир во время чумы.

Кадр из фильма  «Матильда»