Есть такая поговорка: «На ошибках учатся». А если это ребёнок, то как правильно научить его извлекать пользу из ошибок? Основная задача детства приобретение определённых навыков, которые помогут устроится в жизни и стать успешным. В процессе обучения, конечно же, будут ошибки и что-то обязательно не получится. Редко случается так, чтобы сразу всё усвоилось и разложилось по полочкам. Ведь не зря существует ещё одна поговорка, «Первый блин всегда комом». И все же, как правильно обучать детей так, чтобы неудачи не заставили их опустить руки, не поломали веру в себя? 

Известный психолог Лев Семёнович Выгодский открыл закон «Зона ближайшего развития ребёнка». То, что маленький человек умеет делать самостоятельно, находится в зоне его активного развития. Но есть деятельность, которая ещё трудна для самостоятельного исполнения и тут на помощь приходят родители. Они подсказывают, поддерживают и дают позитивную обратную связь в виде похвалы. Эта помощь находится в зоне ближайшего развития. Эта область помогает ребенку формироваться и овладевать новыми навыками. Через некоторое время две зоны объединятся и вскоре он скажет: «Это я сам». Т.е. чем шире зона ближайшего развития, тем у ребёнка больше шансов стать самостоятельным и знающим.

Но на этом пути могут поджидать две ошибки родителей. Был в моей практике такой случай. Мальчик мечтал о конструкторе «Лего». Он хотел из него построить большой корабль. Любящие родители исполнили желание сына и на день рождение сделали ему подарок. Счастью не было предела, но строить корабль оказалось не таким уж простым занятием. Т.е. эти навыки у ребёнка находились в зоне «ближайшего развития». На помощь пришёл отец и показал, как согласно схеме надо соединять детали. Ребёнок начал осваивать этот навык, но до конца его не закрепил. В очередной раз, когда он обратился за помощью к папе, получил ответ: «Я тебе столько раз уже это показывал, неужели ты не запомнил? Иди и сам делай». Так как соединения двух зон активной и ближайшего развития не произошло, ребёнок потерял интерес к кораблестроительству, и конструктор в руки не брал. Ошибка взрослого заключалась в том, что он не подождал, когда мальчик полностью освоит изучаемый навык. 

Второй ошибкой чаще грешат матери. Решила дочка обучиться мытью посуды. Мама ей показывает, в какой последовательности и что необходимо делать. Конечно, первоначально не всё получается идеально. Где посудомоющее средство не смыто, а где-то след от кетчупа остался. И тогда мама забирает тарелку и показывает, как правильно нужно её мыть. Это здорово и отлично. Наступает такой момент, что дочка самостоятельно встаёт у мойки, открывает кран и протягивает руки к посуде. А мама думает : «Вот опять будет грезиться, придётся после неё все перемывать. Или воды много вокруг расплескает. Лучше я ей сейчас покажу как правильно. Так быстрее и чище будет». И не даёт мама дочери реализовать уже усвоенный навык. Вся эта история закончится тем, что не будет девочка мыть посуду. 

Как вы поняли, необходим баланс между «во время отпустить» и «быть рядом до тех пор, пока ребёнок не освоит навык».

Как определить эту золотую середину можно увидеть в видеоролике ниже. А я от души желаю вам счастливого родительства.