Многие представители молодого поколения лет до 25-35 никак не определятся со своим будущим. Почему нынешняя молодежь не стремится взрослеть и принимать серьезные решения? На этот вопрос отвечает специалист.

Александра Бочавер, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, в своей статье «Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории» исследовала этот важный вопрос и объяснила сегодняшнюю тенденцию.

Взрослостью мы называем независимость собственных решений, ответственность, эмоциональную зрелость, осознание своих приоритетов и установок. Все эти особенности поведения формируются еще в подростковом возрасте. Однако сегодня этот процесс заметно затягивается.  

Если раньше подростковым возрастом считали 12-16 лет, то теперь психологи все чаще ставят новую границу – 18 лет, – уточняет Александра Бочавер. – Есть и более радикальные мнения. Часть ученых полагают, что тинейджеры «мужают» к 21 году, а то и к 24 годам. Это происходит потому, что в 18 лет лишь немногие становятся самостоятельными и чувствуют себя взрослыми. Большинство из молодых людей в этом возрасте продолжают получать образование и, соответственно, зависеть от родителей.

Это явление отметил в 2000 году американский психолог Джеффри Арнетт – автор теории взросления «Emerging adulthood», – уточняет психолог. – Он выделил особый возрастной период между 18 и 25 годами.

Молодые люди в этом возрасте, как правило, не имеют своего жилья и живут с родителями. Это открывает перед ними широкий спектр возможностей.

Прежде чем выбрать парт­нера или «дело жизни», они могут несколько раз подумать, испробовать несколько вариантов. Конечно, в современном мире определиться с выбором подросткам довольно сложно, а те, перед кем не встал вопрос ребром, где жить (ведь далеко не все уезжают учиться в другие города и живут самостоятельно), привыкли сидеть на шее у родителей, понимая, что все решат взрослые.

Так, подростки не могут определиться с выбором будущей профессии, а соответственно не знают, какое образование хотят получить. В такой ситуации образовательный выбор имеет «непонятный срок действия» и зачастую оторван от будущей профессии, – отмечает Александра Бочавер. – Это порождает неуверенность и тревогу.

У подростков она проявляется в том, что они:

– стараются избежать выбора, «тяготеют к откладыванию значимых решений»;
– вместо того, чтобы выработать стратегию, ограничиваются тактиками в разных сферах жизни;
– живут настоящим, не думая о будущем.

Кроме того, если в доме идет «абсолютизация образования» и молодые люди изо дня в день, годы и годы учатся, они совершенно неспособны выполнять элементарные бытовые задачи, взросление также будет заторможено. Как может повзрослеть человек, который не в состоянии ввернуть лампочку или приготовить себе еду?

Бывает, что родители начинают сомневаться в своих воспитательных способностях. Когда они постоянно сверяют себя с образами «правильных мам и пап» или сомневаются в своих действиях и советах, например, относительно образования, то неуверенность передается и детям. Они лишаются привычной опоры, нередко принимают необдуманные решения и испытывают больше сомнений.
Подросткам могли бы помочь взрослые наставники старше примерно на полпоколения, – считает Александра Бочавер.– Подобный ментор служит «ролевой моделью», транслятором «ценностей взрослого мира на своем примере». Он поддерживает формирование мечты – судьбоносного стремления, которое упорядочивает жизненный путь человека.

Кроме того, у молодых людей есть альтернативные модели взросления, которые в последнее время очень распространены.

Это, к примеру, «взрослые дети», или кидалты (от англ. «kid» – ребенок,  и «adult» – взрослый). Это собратья маменькиных сынков, которые остаются инфантильными до 30-35 лет и дольше. Они нелегко расстаются с детскими пристрастиями, например, с любовью к компьютерным «битвам», анимэ или фэнтези. И в свободное время, и на работе они могут подолгу обсуждать мультяшных героев. Таких «взрослых» можно встретить почти в каждом офисе России.

Среди главных увлечений кидалтов – просмотр сериалов (от «Симпсонов» до «Игры престолов»), гаджеты и компьютерные игры, в том числе в сочетании с квестами (многим помнится, например, недавняя эйфория, испытываемая от ловли покемонов), коллекционирование (сборных моделей, трансформеров), долгое сидение в соцсетях и блогах ради общения и самопрезентации.

Дауншифтеры – это люди, которые долго ищут «себя настоящего», готовы к спуску по социальной и карьерной лестнице и хотят жить ради удовольствия. Дауншифтинг может принимать разные формы – от переезда в село, фриланса и до поисков «мест силы» где-нибудь на Гоа.

Часть молодых людей не работают и не учатся – это так называемая NEET-молодежь. Они могут надолго зависать в таком состоянии. По сути, это путь «отложенных решений», когда поворотный момент всякий раз переносится на будущее. Это мешает самоидентификации.

Современной молодежи присуща несформированная, диффузная идентичность, или «множественная система временных и ситуативных субидентичностей», подчеркивает психолог.

Впрочем, и понятие взрослости изменилось. Требования общества к зрелым людям стали более размыты. Основная черта, которая востребована бе-зусловно, – это гибкость, возможность адаптироваться к изменяющимся жизненным реалиям.

Фото с сайта pixabay.com