Накануне очень интересного фестиваля робототехники "Робоцентр-2015", который пройдёт в Великом Новгороде 20 сентября, мы решили вспомнить, какими были эти искусственные создания почти полсотни лет назад. Ведь также как и сегодня, роботы активно использовались на производстве, их изобретали в научных институтах и лабораториях. А в Домах и станциях юных техников, их так же, как сейчас, собирали ребятишки из подручного материала.

В 1966 году журнал "Техника – молодёжи" объявил всесоюзный конкурс на лучшую конструкцию человекоподобного робота. И уже через год в номере 8 1967 года были подведены итоги. Победитель в торжественной обстановке получил заветный приз – мотоцикл.

Но нас заинтересовало в этом номере несколько заметок о роботах – участниках конкурса. Предлагаем вашему вниманию отрывки из них.

Итоги конкурса. Ю. Филатов, инженер, член жюри конкурса (ТМ № 8, 1967 г.):

В ворота Дворца культуры ЗИЛа медленно въехала грузовая машина, в кузове  таинственно поблескивали металлические предметы. Четверо мужчин, сгибаясь под тяжестью ноши, осторожно перенесли их в зал. Здесь должен был пройти заключительный тур конкурса роботов, объявленный нашим журналом.

В зале на удобных креслах расположились роботостроители, приехавшие из разных городов страны.  Поодаль среди колонн, молчаливо сгрудились "железные люди". Они словно прислушиваются к разговору хозяев, готовые "ожить" по первому их сигналу. А еще дальше озабоченно "колдуют" около телекамер операторы. Конкурс роботов будет транслироваться по телевидению…

…Но вот все роботы показали свои способности. Их конструкторы проявили высокое творческое мастерство и большую изобретательность. Ведь им, по сути де­ла, пришлось работать в совершенно но­вой области техники, и на чью-либо по­мощь со стороны они не рассчитывали.

Жюри единодушно объявляет победи­телем конкурса ВАСИЛЕНКО Бориса Николаевича. Присуждая калининградскому преподавателю первое место, члены жюри учли все остальные конст­рукции автора, а также его активную пропагандистскую деятельность в обла­сти роботостроения. Он ведет обширную переписку, его почтовый ящик насчитывает больше тысячи писем…

… Итак, конкурс закончен. Погасли юпитеры, операторы убрали кабели, а роботостроители разъехались по домам. Кажется, всё ясно, выявлена лучшая конструкция "железного человека". Но не в этом дело. Роботостроители нашей страны, быть может, впервые получили возможность поделиться своим опытом с коллегами. Многие из них узнали о существовании друг друга лишь благодаря журналу. Конкурс, говоря словами Василенко, также "помог привлечь к нужно­му и интересному делу много новых людей"! Впрочем, это заметно и по нашей редакционной почте. Писем с прось­бой рассказать о роботах так много, что нам, видимо, придется еще не раз возвратиться к этой увлекательной теме.

РИД играет в домино. 

… Будучи еще школьником, я решил построить машину, играющую в домино. В 1957 году на заседании научно-технической секции кибернетики при Харьковском доме ученых состоялось первое обсуждение устройства. После длительных споров предложенная схема была отвергнута. Работу пришлось делать заново. Через четыре года на одном из занятий кружка кибернетики станции юных техников произошло второе обсуждение схемы. Теперь уже в роли арбитров выступили школьники. Но и они оказались не менее придирчивыми, чем их взрослые коллеги. Ребята внесли много интересных предложений. В том числе – оформить машину в виде робота. С общего согласия его назвали РИДом.

И вот железный "козлятник" готов. С ним могут играть три человека: один партнёр и два противника. Вся схема РИДа релейно-контактная. Игровые кости закладываются в считывающее устройство. От него сигналы поступают в блок памяти. Для того чтобы РИД смог распознать индекс кости, на лицевой стороне фишки нанесены два дополнительных значка, которые совершенно не мешают игре…

… Вся работа была проделана тремя школьниками: Виктором Кушнеревичем, Петром Обрезановым и Михаилом Файнгольдом. В 1964 году РИД экспонировался на ВДНХ СССР. Из девяти партий, сыгранных там, робот выиграл пять. Юные техники по заслугам были награждены медалями выставки.

Робот-киногерой. В. Мацкевич, кандидат технических наук (ТМ № 8, 1967 г.):

В 1960 году на нашей станции юных техников решили построить радиоуправляемого механического человека-робота.

Для начала ребята посмотрели отечественный фантастический кинофильм 30-х годов "Гибель сенсации" или "Робот инженера Риппла". Это был необычный сеанс. Фильм демонстрировали с остановками, повторениями наиболее интересных мест, а зрители, вооружённые карандашами, делали записи и зарисовки. Главного киногероя с его внешностью и даже походкой решили сделать прототипом будущего робота.

И тем не менее вряд ли кружковцы осуществили бы свою задумку, если бы не помощь шефов – сотрудников одного из авиационных институтов. Трудно было, например, заставить робота двигаться: ведь его рост не мал – два метра, а вес около двухсот килограммов. Здесь нужны мощные и компактные двигатели. Тут то и помогли шефы – они подарили ребятам рулевые механизмы от самолётного автопилота.

Но вот все трудности позади – робот готов. Он выполнял 18 команд, двигался вперед, назад, направо, налево и т.д. Для этого нужно было лишь набрать программу в виде импульсов телефонным номеронабирателем на пульте управления и передать по радио…

… Но не станем раскрывать всех секретов кружковцев, да и не все может получиться – ведь это в общем очень трудное дело. Ребята хотят, например, чтобы робот передавал по телевизионному каналу на пульт управления все, что видит. Хотят, чтобы его руки двигались не от инерционного электродвигателя, а от быстродействующего гидропривода. Так пожелаем им успеха!

Если нужно узнать... Ю. Булатов, Ленинград (ТМ № 8, 1967 г.):

Представьте, что в коридоре школы стоит робот. На его «груди» множе­ство кнопок, на каждой записаны ариф­метические задачи. Например, ученик заинтересовался вопросом: «Сколько будет шестью семь?» Он нажимает кнопку с соответствующей надписью и тотчас же получает ответ: «Сорок два!»

Ответ "железного человека" записан на грампластинке. В отличие от обыч­ных пластинок запись тут сделана только на одном витке. Для чего это потребовалось? Посмотрите на блок-схе­му робота. На осях 1 вращаются дис­ки 2 с закрепленными на них пластин­ками. Звукосниматель 3 передает электросигнал на вход усилителя низкой ча­стоты 4. На выходе включен динамик 5. Коммутация звукоснимателя осущест­вляется любой из кнопок 6. При ее включении также зажигается лампочка 7, которая освещает табло 8. На нем записано условие задачи. Одна пара контактов кнопки включает цепь звуко­снимателей, другая работает в цепи ин­дикаторной лампочки 9 и в цепи запи­си. Реле срабатывает при определен­ном положений выступа кулачка 10, на­жимающего на микровыключатели 11. Выступ кулачка строго сориентирован с записью ответа.

Электродвигатель 12 через редуктор вращает диски и кулачок. Вращение происходит безостановочно, пока робот включен кнопкой 13.

Конструкция "механического совет­чика" может быть несколько видоизме­нена. Например, на пластинке можно записать ответ не только на одну, но и на две-три дорожки (б).

Запись может быть произведена и по системе звукового кино. Здесь потребуются фотоэлементы и оптика (в).

Конечно, робот способен «помнить» не только таблицу умножения. Смените табло с вопросами и пластинки с ответами, и он станет знатоком любой области знания.

Фото и рисунки из журнала "Техника - молодёжи".

Источник: интернет-журнал "Область культуры"