Каждый третий школьник считает, что ему не хватает глубоких знаний по предметам для того, чтобы стать успешным после окончания школы. Ребята также отмечают недостаток полезных для будущей специальности предметов, понимания, чем хотелось бы заниматься в будущем, а также времени на занятия любимым делом. Такие результаты показал мониторинг, проведённый экспертами Общероссийского народного фронта в преддверии «Форума Действий» ОНФ «Россия, устремлённая в будущее». Участие в опросе приняли более 1000 российских школьников.

Мониторинг показал, что почти 32% учащихся считают, что им не хватает глубоких знаний по предметам. Больше половины опрошенных пожаловались на отсутствие времени на занятия любимым делом. Почти 29% респондентов признались, что им недостает понимания, чем хотелось бы заниматься в будущем. На отсутствие полезных для выбранной специальности предметов указали 28% опрошенных; встреч и бесед с успешными, интересными людьми, которые организовывала бы школа, – 26%; занятий в интересных кружках, секциях, клубах – почти 20%; денег для посещения дополнительных занятий – 21%. 17% подростков не удовлетворены отношением педагогов к учащимся, 14% хотели бы большего внимания учителей к тому, как проходят уроки. Почти 12% школьников указали на недостаток кружков и секций в школе. И только 12% сообщили, что не чувствуют, что им чего-то не хватает.

О том, что в школе проводятся специальные тесты на выявление интересов, способностей и личных качеств, сообщил каждый второй учащийся. Презентации вузов, техникумов посещали 26% опрошенных, лекции о профессиях — около 18%, экскурсии на предприятиях — более 14%, игры, тренинги на самоопределение — почти 13%, встречи с работниками предприятий, — более 8%. О наличии профильных классов сообщили более 18% учащихся. Вместе с тем каждый пятый ребенок отметил, что школа никак не помогает определиться с будущей профессией.

С моей точки зрения, базовая проблема – это отставание средней школы от потребностей рынка труда, – считает координатор проекта ОНФ «Профстажировки» в Новгородской области Елена Кулешова. – Наша школа, это школа даже не двадцатого – девятнадцатого века, и если методики и техническое обеспечение удается удерживать на хорошем уровне в столице, и на среднем - в регионах, то с содержательной частью все сложнее. У школьников отсутствует понятие компетенций, которые требуются в профессии. Учителя сами не ориентируются в новых направлениях развития рынка труда: спросите, многие ли себе представляют, чем занимаются остро востребованные бек-энд разработчики или VR-дизайнеры? А что нужно, чтобы соответствовать этим критериям? Точечные прорывы, такие как World Skills и Кванториум – это капля в море. Школьное образование надо накрепко замыкать на производственников, так же, как и высшее.

Также, как считает Елена Кулешова, пора изживать школьный элитаризм и повышать уровень знания всех детей, а не только «исключительно одарённых» и «победителей олимпиад». Эта проблема глубже, чем её обычно видят, но её последствия – массовое производство недообученных выпускников с глобальным непониманием принципов построения карьеры и возможностей, которые предлагает сейчас российский рынок труда.

Вопросы образования в регионах станет ключевой темой обсуждения экспертов на итоговом «Форуме Действий» ОНФ, который пройдет в Москве 18-19 декабря. В работе тематической площадки «Образование будущего: новая школа» примут участие новгородские активисты Народного фронта.

infografika kachestvo obrazovania opros shkolnikov

Фото предоставлено ОНФ и с сайта pixabay.com