Каково предназначение нового врио губернатора Новгородской области?

Люди, собравшиеся в зале регионального правительства, где представляли нового главу Новгородской области, буквально обратились вслух. «Кто он? Почему именно к нам? Сработаемся или нет?», – читалось в глазах почти каждого. Новгородский политический и деловой бомонд внимал слова Андрея Никитина настороженно. И хотя новый «назначенец» из Москвы говорил такие же приветственные слова, какие говорил бы любой, оказавшийся на его месте, сидящие в зале пытались интерпретировать их в угрозы или возможности для собственной судьбы и судьбы региона. После презентационных речей местный истеблишмент расходился медленно, обсуждая только что увиденное и услышанное. «Опять варяга прислали на землю новгородскую. Никак не поймут, что не приживаются они у нас» патриотично пошутил один из политических старожил региона, пропуская своего коллегу на выходе из зала. «Не в первый раз» вторил ему коллега, прощаясь.

Действительно, новгородцам не привыкать к пришлым из вне управленцам. Причём практика эта сложилась исторически, ещё в далёком средневековье. Почти все почитаемые нами русские князья, связанные с новгородской землёй, начиная с Рюрика, Владимира Крестителя, Ярослава Мудрого и Александра Невского, являлись людьми неместными. Для купеческого Новгорода тогда было обычным делом призвать на княжение человека со стороны, потому что торговый люд привык доверять профессионалам. Защита нажитого имущества и собственная безопасность для средневековых новгородцев была важнее локального патриотизма.

В сегодняшние дни призвание Никитина «на княжение» в Новгород, с государственной точки зрения, выглядит не менее расчётливо, чем во времена Рюрика. Очевидно, что Великому Новгороду сейчас нужен серьёзный импульс для динамичного развития, которого не смогли ему обеспечить, ни Сергей Митин, в силу своего возраста и «министерского» стиля управления, ни местные элиты, для которых личная лояльность к прежнему губернатору была важнее непонятно как монетизируемых стратегических инициатив.

«Варяжская доля» Андрея Никитина заключается вовсе не в том, чтобы оптимизировать региональный бюджет или развивать туризм, хотя, и то, и другое, чрезвычайно важно. Миссия нового врио губернатора состоит в том, чтобы сделать подопечную территорию инновационной и современной, масштабируя успешный опыт созданного им шесть лет назад Агентства стратегических инициатив.

Какую бы программу развития региона, сиречь предвыборную программу, ни представила команда нового губернатора, никто из новгородцев не поймёт, если в Великий Новгород не переедет какой-нибудь инновационный или инвестиционный форум, а сам город не превратится в национальный «деловой клуб» под патронажем Президента России.

Поэтому стратегия ассимиляции назначенного главы области среди местного населения и элит заключается вовсе не в том, чтобы строить из себя «своего парня», а в том, чтобы как можно дольше оставаться самим собой – «умным варягом», способным изменить привычный всем мир.

Возможно, восстановление былого величия Родины России станет ключевым предназначением для молодого технократа и инноватора. Возможно, именно этого от нового губернатора и ожидал Президент, назначая очередного «варяга» в Новгородскую область, а не выбирая главу региона из местных политиков или деловых кругов.

Если такое предназначение близко для Андрея Никитина, то его предвыборный слоган уже фактически готов. Перефразируя обещание Дональда Трампа на последних президентских выборах сделать Америку снова великой (в оригинале Make America Great Again!), обещание нового губернатора новгородцам может звучать как: «Сделаем Новгород снова Великим!». Потому что наш город этого действительно заслуживает. Даже если слоган будет другим.

*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Приглашаем все заинтересованные стороны к конструктивному диалогу, готовы предоставить площадку для высказываний.

Изоображение с сайта: kramskoy-vrn.ru