«Большая потеря для города, уход такого мероприятия со сцены» – так выразились мои коллеги, посетившие последний фестиваль игровой культуры ДраККон, состоявшийся в эти выходные. Невероятные костюмы, мюзикл и выступление фолк-групп, десятки мастер-классов, поэтические перформансы и конкурс костюмов, а также еще множество других событий были сконцентрированы на фрегате «Флагман». Наш корреспондент тоже присутствовала на действе. От начала и до конца.

Как это было

Встретил меня на входе слегка зеленоватый коммандер Спок – вулканец из «СтарТрека», он же – Елена Кулешова, организатор конвента. Пятого уже, сказать к слову, и международного. И действительно, в ходе беседы в толпе нашлись эстонцы, киевляне, минчане, и это не считая традиционных жителей Москвы, Питера, Пскова и других городов-соседей. Девочки в ушках сверялись со списками, глядя на прибывающих гостей огромными глазами. А посмотреть было, на что: от Артаниса, гигантского космического воина нечеловеческой расы, до Королевы Гнева. Девочками руководила Анна Ривская, участница а капелла группы Пандорика. Но на этот раз, в амплуа мышки Гаечки, она возглавляла волонтерскую службу.

Спейс-коммандера я трогать не решилась, интереснее было посмотреть самой. И послушать, потому что первыми выступали KVADRAD, любимая мною группа, организаторы Нотословия. Потом им на смену пришла Наталья Немчинова и зажгла с поэтами: Дарья Карпова, Елена Кулешова со сказкой о последнем драконе под аккомпанемент дудочки и варгана, поэтическая эклектика от Виктории Колотевой в образе женщины-книги… По залу летали бумажные самолетики и аплодисменты. Надо сказать, что открывал конвент «ДраККон» известный новгородский мецента Николай Сумароков. А это уже уровень.

От «Магии» до наполеоновского ампира

Чтоб вам совсем завидно стало, те, кто не попал на ДраККон, скажу, что балы новгородские по сравнению с показом невероятных историчных платьев от Мастерской Сказок Ксю Петровой (Санкт-Петербург), смотрятся бледновато. А когда она сама вышла в настоящем платье настоящей императрицы – Жозефины Бонапарт, народ ахнул. Это было стильно. Сразу после показа, в котором участвовали двадцать три платья, мундира и костюма, сшитые Ксю Петровой собственноручно, танцпол заняли косплееры. Много было новгородских, причем «занавесочников», то есть низкоуровневых костюмов, было пренебрежительно мало. Возможно, этому способствовал тот факт, что уже второй раз победитель косплей-дефиле (конкурса костюмов) от ДраККона получает десять тысяч рублей.

На этот раз они достались не Алексею Новгородскому, главе мастерской «Золотой сундук», а Юлии Груздевой – новгородской художнице с костюмом того самого Артаниса. С костюмом? Я оговорилась: это были шикарные двух с половиной метровые доспехи с подсветкой. Они были еще круты и тем, что в них можно было с лёгкостью двигаться: космовоин станцевал под леонтьевского «Казанову» с грацией оленя.

С десяти утра «Флагман» оккупировали «магии» – поклонники карточной настольной игры «мотыга», Magic: TheGathering. У них был турнир. Те, кто хотел поиграть – шли к столам с другими настолками. Честно говоря, я разрывалась между мастер-классом по изготовлению съедобных открыток и возможностью показать свои способности в Алиас. Победило третье: я сделала панду из съедобной мастики под руководством Юлии Пивоваровой, торт-мастера кондитерской «На десерт».  А в награду я купила себе пирожное: круглое, чёрное и с бантиком.

Московские песенники, или сага о простреленном колене

Под конец вечера до «Фрегата», где уже изнемогали под бременем огромного количества мероприятий ведущий Николай и Елизавета, прибыли московские варяги – актеры с концентрной версией мюзикла «Песнь о Довакине». Это было волшебно! Всего четыре голоса создали иллюзию битвы героя с драконом и его победы. Героя, в смысле. Хотя недвусмысленно было заявлено, что драконы – твари хитрые, уходя – возвращаются, умирая – возрождаются. Эта мысль мне в голову запала, и я, после раздачи лотерейных призов, среди которых фигурировал букет гладиолусов от Ираиды Кавелиной (чудо искусства, честное слово, я не знала, что в Новгороде есть такие мастера!) до серёжек с оленями, подошла к Елене Кулешовой. Та, смыв грим, но все еще в остроконечных ушах, согласилась дать мне интервью.

Почему актеры пели о том, что «им прострелили колено»?

Это мем из игры Скайрим, на которой и основан мюзикл. В нашем мире это стало синонимом поиска причины, по которой можно что-то не делать. Например, не убивать дракона.

В вашем случае, когда вы заявили со сцены, что ДраККон – последний, это не было синдромом простреленного колена?

Ни в коем случае. Я вам честно скажу, новгородцев пришло довольно много, но всё-таки недостаточно для того, чтобы окупить фестиваль. Если бы фрегат нам навстречу не пошел, и не предоставил помещение бесплатно; если бы НТПП и другие благотворители; если бы участники не выступали бесплатно… Некоммерческие мероприятия без поддержки властей, без солидного фонда у нас просто невозможны. Я с ужасом думаю, что было бы, если бы кто-то, как в прошлые годы, запросил оплату проезда, питания или проживания. Люди из Ульяновска, например, приехали – это только за поезд тысяч двенадцать…

 Может, стоило бы тогда ориентироваться на новгородцев?

Новгородцам игровая культура малоинтересна. У нас даже участников из Великого Новгорода было, наверное, не больше половины. Это странный показатель для такого маленького города. Вы, наверное, обратили внимание, что танцоров, кроме Фариды и Майастры не было, файерщиков тоже, из двух музгрупп одна была новгородская, правда, да, а вторая – псковская.

Почему так?

У нас поддержка «своих» не особенно в чести. Все на коммерцию переводится. Но тогда, извините, и мы бы брали за вход тысячи полторы и с мастеров за место не меньше трех. Только вот «Фрегат», думаю, был бы полупустой, и все остались бы недовольны. Мы же хотели делать своего рода «бразильский фестиваль» в формате свободного творческого пространства, уникальное место сборки всевозможных творческих людей… Не вышло. Городу такое мероприятие оказалось не нужным.

А посетители как отзываются?

В целом отзывы можно описать как «тотальный непрекращающийся восторг». Еще ни одной претензии мы не услышали – мастерская группа «Фрагменты» я имею ввиду. Это для представителей энтертейнмет-индустрии – наивысшая похвала. Как сказала мама девушки, которая у нас танцевала бальные танцы в промежутках между основными выступлениями: «Мы еще год помнить будем». Думаю, не они одни.

Так, все-таки, последний ДраККон?

Совершенно точно. То ли время не то, то ли место, то ли формат. Питер уже предложил нам перебраться под крыло Северной Столицы – мы так и сделаем в 2017 году.

Жаль, конечно. Как вы бы подвели итоги ДраККона?

Всё получилось, даже лучше, чем мы ожидали. Может быть, мы послужим кому-то примером, кому-то – назиданием, а кому-то – вдохновением. Свой след в истории города ДраККон оставил, это совершенно точно.

Фото Андрея Полякова