Очередная премьера в Новгородском театре для детей и молодежи «Малый» стала проводником в фантасмагоричный мир «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Наблюдал за приключениями одной из самых знаменитых девочек на свете театральный критик Сергей Козлов.

Репертуар Белого павильона театра «Малый» обогатился еще одной постановкой, открывающей мир замечательных книг для детей. И «книга» здесь не просто понятие, а предмет, который на глазах у зрителя обрастает театральной игрой. Начинаясь как чтение сказок для малышей, проект постепенно дополнился инсценировками, замечательными актерскими дуэтами и трио в домашней, но вместе с тем очень изобретательной атмосфере.

В новой премьере под названием «Алиса в стране чудес» дружеское общение литературы и театра особенно заметно. Режиссер Надежда Алексеева придумала предисловие, в котором зритель попадает на день рождения к девочке, которой гости дарят книгу – знаменитую сказку Льюиса Кэрролла. Но Алисе настолько скучно читать, что она засыпает… И тогда начинается история, а текст в переводе Нины Демуровой обрастает забавными режиссерскими находками, иллюстрациями и увлекательными артистическими интонациями. С одной стороны – ребенок проникается нюансами литературного текста, учится чувствовать его структуру и движение, а с другой – видит, как из самых простых вещей рождается не просто детская игра, а театр – актеры подчеркивают, что спектакль разделен на действия.

0 G7fxOzaEoКристина Машевская не только внешне сразу же убеждает в том, что перед нами настоящая кэрролловская Алиса, знакомая по работам множества иллюстраторов и аниматоров. Художник Игорь Семенов одел героиню в опрятное классическое белое платье с серебряным передником, а актриса наделила ее хорошо узнаваемым характером девочки на пути к подростку – чуть капризной, начинающей рассуждать «по-взрослому», но старающейся задержать беззаботное детство. А вот гости – Андрей Данилов и Алексей Тимофеев – создания более загадочные.

При том, что исполнители вовсю пользуются своими «фирменными» актерскими приспособлениями, одетые в модельные пиджаки и знающие досконально всю историю, они получаются чем-то большим, чем затейники, развлекающие Алису. У карнавальной Герцогини, чей рогатый «средневековый» головной убор получается из праздничных колпаков, в исполнении Андрея Данилова есть что-то родственное с шекспировской герцогиней Йоркской, сыгранной Максимом Авериным в спектакле Юрия Бутусова «Ричард III» театра «Сатирикон». Юмор мужского кокетства в женской роли дает трагикомический, ультраигровой эффект. А всем троим исполнителям удаётся передать особое состояние, в которое погружается и зритель, когда заведомая абсурдность становится чем-то реальным, ощутимым и воплощённым в действительности.

Чудеса из сна происходят буквально на обеденном столе, без иллюзий и сложных технических решений. Собственно, дети и сами могут вполне повторить эти трюки. Только, пока мы зрители, ни за что не догадаешься, как будет показана следующая сцена. А ведь Алиса и уменьшается, и увеличивается, и разговаривает с вечно меняющимся Чеширским котом. И даже когда приём уже раскрыт – в роли кота выступает керамическая банка с крышкой в форме головы – всё равно эпизод с частичным исчезанием наполнен чрезвычайным обаянием и увлечённым погружением в игру. Кухарка (сцена у Алексея Тимофеева и комична, и динамична, как в каком-нибудь триллере) разбрасывает посуду, а в сцене суда является в виде… перечницы!

Но больший трепет вызывает момент, когда Алиса в разговоре с картами «подменяет» себя фотографией в рамке (а точнее, портретом Алисы Лидделл). Игра размерами, предметами и образами, которая и так всегда привлекала в работах Надежды Алексеевой, в этом спектакле нашла «родной дом». Правда, её нарочитая упрощенность и ставка на актерский кураж и ансамблевость, совершает вираж в кэрролловском духе. Пока большинство интерпретаторов соревнуется в сочинении самых невероятных и причудливых решений, в театре «Малый» «Алиса в стране чудес» демонстрирует «домашнюю магию» простых предметов, в которых материальность вещи важнее её идеи.

И абсолютно просветительским моментом, а также бонусом для синефилов, стал показ фильма Сесиля Хепуорта, снятого в 1903 году с Мэй Кларк в главной роли. В фойе театра можно сравнить фантазию автора первой экранизации с воображением творческой команды спектакля.

Конечно, отчасти новый спектакль Надежды Алексеевой хочется назвать дорогой к книге. Но очевидно, что режиссер стремится не просто привить любовь к чтению, а стать проводником от литературы к театру, пониманию его форм и законов. Она готовит маленьких зрителей к постижению более сложных театральных сочинений, которые можно увидеть уже на сцене.

Фото предоставлено театром «Малый»

Ужасный, ужасный прекрасный мир
Спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева представит театр «Малый» в новом сезоне
«Театральный марафон» финишировал поэзией, мистикой и сказками