С 27 апреля по 8 мая в Санкт-Петербурге гостит легендарный Cirque du Soleil. У жителей Северной столицы появилась уникальная возможность побывать на шоу «Varekai», которому рукоплескал уже весь мир. На одном из представлений побывал Сергей Козлов. Впечатления от увиденного в его обзоре.

Притча о рождённом ползать, который полетел

В этом году знаменитый канадский Cirque du Soleil уже выступил в Москве, продолжает собирать полные залы в Санкт-Петербурге, а далее направится в Казань, Сочи, Тольятти и Челябинск. Нынешние гастроли заметно короче, но охватывают большее количество городов. К слову сказать, именно Varekaiстал первой программой, показанной в нашей стране в 2009 году и только в Москве. Теперь шоу возвращается в новом варианте. Некоторые цирковые номера стали частью истории (и попали, например, на видео, сделанное в Торонто), появились новые. Но общий сюжет и атмосфера, придуманные режиссёром Домиником Шампанем, остались неизменными.

Расхожее выражение о том, что в постановках Cirque du Soleil происходит слияние цирка и театра, к Varekai применимо как нельзя полнее. В отличие от сюрреалистических работ Alegria и Quidam Франко Драгоне, Corteo Даниэля Финци Паска (их можно было посмотреть в России), где сталкивались мощные философские идеи, Доминик Шампань пошёл по пути сказки, даже притчи об Икаре, который потерял крылья, был выхожен обитателями фантасмагоричного леса и обрёл там свою любовь. Все сюжетные повороты рассказаны с помощью пластических приёмов между пантомимой и хореографией, и понятны даже без программки.

Но при этом Varekai остается цирком в своём изначальном понимании этого вида искусства, и как раз подбор номеров и их решение в общей притчевой идее и завораживает. Шампань стремится быть предельно понятным и в тоже время вся команда шоу до мельчайших деталей поражает буйством и неограниченностью фантазии.

Экспрессивный грим, фантастические костюмы и эксцентричные персонажи стали визитной карточкой Cirque du Soleil. Здесь они обрушиваются на зрителей с первых же минут представления (опустим традиционный выход коверных к зрителям). Пёстрые, в ярких тропических цветах костюмы художника Эйко Ишиоки напоминают инопланетных насекомых и рептилий, но кто-то пластикой и способностью лазить по деревьям напоминает то ли белку, то ли лемура. Собственно, сам лес у сценографа Стефана Руа представляет собой частокол, способный окрашиваться в разнообразные цвета, а с арены над зрительным залом нависает дорога-лестница, будто сплетённая из веточек. Карнавальное лихачество кордебалета под цыганско-балканские ритмы позволяет зрителям поверить в самую отчаянную мечту. Ведь самое причудливое, небывалое, невозможное творится прямо перед их глазами, даже театральный дым идёт сверху вниз. И если протянуть руку, то волшебство никуда не исчезнет, потому что всё творится из человеческого тела.

Надо отметить, что пространство Varekai достаточно эклектично. Композитор Виолейн Корради (она также работала над музыкой к «многостихийному» шоу Dralion, в стилистике сочетавшей европейскую и восточную цивилизации) мешает в песнях для менестрелей Крейга Дженнингса и Исабель Корради множество этнических мотивов. Сами менестрели-музыканты с нарисованными эспаньолками и беретах действительно будто забрели в тропический лес по пути из средневекового замка. Один из номеров – грузинский танец, позаимствовал знаменитые трюковые хореографические элементы (номер, исполняют, кстати, носители традиции из Грузии). А легенда об Икаре – древнегреческая, история похищения и преображения возлюбленной вообще сюжет бродячий (вспомним, например, русскую сказку о Царевне-лягушке). В Varekai наречённая, которую исполняет Анна Остапенко, в начале является в образе ползающей зелёной рептилии, отвечает тоже лишившемуся после падения ног Икару (Фернандо Миро) взаимностью, оказывается похищенной, после чего сбрасывает «кожу» и предстает сияющей гимнасткой с номером эквилибр на опорах. Икар больше не полетит в прямом смысле, но ведь любовь мы часто связываем с полётом, это и является тем, что страшнее всего потерять.

Хотя любви в постановке, которая кончается пышной свадьбой с цыганским задором, уделено не так много места. Как и в большинстве работ Cirque du Soleil, на передний план выступает тема преодоления, продиктованная самой идеей цирка. Икар, лившийся крыльев, пытается вновь улететь, барахтаясь в сетке (номер не только показывает фантастическую ловкость воздушного гимнаста, но и трагически красив). И дальнейшая череда цирковых трюков будто поддерживает в нём дух борьбы и стремление преодолеть закон тяготения, полететь. Будь это динамичная, маскулинная акробатическая дорожка, которую выполняют изящные японцы. Или скользящая поверхность (где к знакомым акробатическим упражнениям добавляется эффект от особой ткани, позволяющей уменьшить трение и сделать номер поистине фантастическим). Ариса Танака, манипулируя тростью, заставляет поверить, что физика на эти минуты просто отменена – будто магический артефакт, её снаряд бешено вращается, лишь касаясь тела, ни разу не оказываясь на земле. И что уж говорить об украинцах Александре Ромашине и Алексее Казакове, парящих на воздушных ремнях прямо над партером. И, конечно, самый массовый и эффектный номер прибережён напоследок. Команду русских качелей составили акробаты из России и Беларуси. Вот, близится счастливый финал, и Икара вновь символически отрастают крылья – на сцене разворачиваются полотнища, служащие одновременно экраном для медиапроекций и страховкой для артистов. И дальнейшее сложно описать словами, потому что буквально дыхание перехватывает от сложности и тревоги за исполнителей, так бесшабашно взмывающих в воздух, рискуя столкнуться друг с другом.

Но есть у Varekai и другая, более трогательная сторона. Названный Тайным другом (Рафаэль Ботельо Непомусено из Бразилии), персонаж исполняет соло – акробатический танец, для которого постановщик Билл Шэннон, мастер хореографии на костылях, кроме сложных эффектов нашёл выразительные драматические краски недоверия, агрессии, преодоления себя. Этот номер, один из самых мрачных, с привкусом горечи, тем не менее полон силы духа и вдохновения для тех, кого природа сохранила в целости. Если человек на костылях может делать что-то невероятно сложное и красивое, то нам что-то жаловаться просто неприлично…

Ещё один мотив, который нередко встречается в цирковых постановках – мотив времени – оказался органичным и для Varekai. Появление наречённой оказывается преждевременным – её похищает единственный в шоу персонаж-хищник. Леопардовые мотивы на трико, «меховая» шапочка у американки Керрен Маккиман для номера трапеция в первой части представления вносят напряжение, тревогу и некую фатальную неуправляемость. Но это лишь иллюзия. И в программке зрителей успокаивают: «В вечном цикле жизни, который стар как мир, и её преобразила любовь». Зато уже впрямую время выражено колесом Сира в исполнении Седрика Белайла. Этот снаряд вызывает в сознании многие эпитеты и эмблемы времени, главные из которых – круг и вращение. Артист крутится в обруче с разной скоростью, меняя положение своего тела в пространстве. А зрители буквально ощущают, как время скользит, изменяется, пытаясь что-то повторить, но никогда не повторяясь.

Загадкой в шоу остаются клоуны Эмили Каррагер и Стивен Бишоп. В лучших цирковых традициях коверные выпадают из общей стилистики представления костюмами и хулиганским поведением. В Varekai они мало привязаны к центральному сюжету, большее работая антре в виде нелепых падений с демонстрацией трусов. И зачем постановщику клоунады Кевину МакКристалу понадобилось взрывать голову клоунессы руками зрителя (признаться, номер производит ощущение гадливости, когда в стороны разлетаются ошметки парика и маска, повторяющая лицо актрисы)? В шоу есть два других комических персонажа, заводящие нескончаемыми порциями юмора и сентиментальности благодарную публику. Смотрителя неба и Наставника играют наш соотечественник Андрей Кислицин (он же играл в уже закрытом шоу Alegria шута Флёра) и украинец Борис Борисенко соответственно. Два друга и шутливых соперника во власти над событиями, происходящими в лесу. Смотритель неба (Skywatcher), состаренный гримом эксцентричный чудак. У него есть машина, ловящая все звуки окружающего мира. Но занятиям может помешать назойливая муха. И тогда всё превращается в фейерверк пантомимы и клоунады, в которой Андрей Кислицын демонстрирует потрясающую пластику и безграничную харизму. Наоборот, Наставник (Guide) у Бориса Борисенко наполнен мрачными предчувствиями и величественной мудростью. Весь в черном, он присваивает белые крылья Икара, по-отечески следя, как герой проходит свой путь. Но его степенность периодически разбивается о легкомысленность Смотрителя неба. Так дружеский дуэт наполняет всю постановку неистощимым юмором, задором и радостью.

По форме Varekai – классический цирк, где номера и трюки, с одной стороны, иллюстрации к драматическому сюжету. Но сложность, артистизм выполнения, ощущение всевозможности человека выдвигают их на передний план. CirqueduSoleilпоказывает то, что раньше казалось невозможным, делится вдохновением и заставляет чувствовать жизнь в обыкновенном мире, когда смолкла музыка, потух свет и рабочие разбирают декорации, где только что царствовали иллюзии.

Фото из официального сообщества Cirque du Soleil | Цирк дю Солей в социальной сети «ВКонтакте».