14 марта в «Малом» долгожданный «Театральный марафон» стартовал с острой пьесы для подростков. С подробным анализом постановки, «драматургическом голоде» нынешней молодёжи и педагогических проблемах в материале Сергея Козлова.

Команда во главе с художественным руководителем Надеждой Алексеевой решила познакомить новгородцев с немецкоязычной европейской драматургией для подростков. Формат читок уже прижился в отечественной среде. Такие лаборатории, когда актёры под руководством режиссёра создают эскиз спектакля, позволяют сделать драматургический текст более эмоциональным и увлекательным для зрителя. Не вдаваясь в тонкости интерпретации, театры могут «размять» и представить своим зрителям самые свежие, провокационные, актуальные пьесы. Но, несмотря на востребованность, в Великом Новгороде подобный проект осуществляется во второй раз. Начинание театра драмы имени Достоевского с современной российской драматургией не получило продолжения. А театр «Малый» пошёл на не меньший риск, представляя пьесы для самой неизведанной аудитории – подростковой.

Подросткам не хватает драматургии

Как отметила в приветственном слове директор Гёте-Института в Санкт-Петербурге, партнера проекта,Ангелика Эдер, эти произведения могут вдохновить кого-то на написание своих пьес. Ведь именно своего рода «драматургический голод» для подростков и побудил режиссёра Надежду Алексееву открыть новые тексты и, в первую очередь, зарубежные.

Первая пьеса «Театрального марафона» «Без монет нет конфет» Йорга Изермайера (оригинальное название можно перевести как «Без денег – никак») показывает, что для социальных и педагогических проблем нет географических границ. Двое одиннадцатилетних героев, их мамы и даже полицейский, несмотря на немецкие имена, ведут себя как наши соотечественники. Лукас и Юля бодро щебечут на усреднённом, но достаточно содержательном сленге (отдельное спасибо переводчику Дарье Бобылевой), а основная интрига и связанные с ней психологические коллизии во многом напоминают советскую подростковую литературу. Герои случайно узнают, что старший брат Юли связался с бандой похитителей велосипедов и пытаются справиться со всеми вытекающими отсюда морально-нравственными парадоксами. А фоном сюжету служит отрывистыми, но выразительными штрихами нарисованная жизнь двух немецких семей.

Если быть откровенным, в этой работе Изермайер выглядит достаточно слабым драматургом. Ремарки и мелькание сцен больше напоминают киносценарий, а действие перегружено эпизодами, утяжеляющими развитие основной интриги. Так, поиски родителями детей, которые в свою очередь бегают по городу, чтобы решить проблемы, не добавляют персонажам новых черт, тем более, что разрешение конфликта всё равно напоминает приём театральных комедий, когда все персонажи собираются в одном месте и выясняют отношения. Но в пьесе отчётливо виден социальный заказ, который отработан выразительно и убедительно. И именно ради него заинтересованный режиссёр может попробовать преодолеть все шероховатости оригинала.

Европейская пьеса «Без монет нет конфет» – возвращение в советское детство

Фрау Вольф растит двоих детей без отца, который внезапно перестает платить алименты. Маленькая зарплата, кредиты заставляют ее постоянно работать, а общение с дочерью сводится к попрекам за то, что та слишком много съедает шоколадной пасты Nutella, которую они и раз в неделю не могут себе позволить. Изермайер точно подмечает поведение одиннадцатилетней девочки, ее старшего брата, матери, выбирая наиболее острые реакции, увеличивая эмоциональный градус, но не доходя до карикатуры.

Юля постоянно прогуливает школу, в гостях ведет себя бойко, почти развязно – типичные признаки «трудного подростка». Лукас, чья мать ежевечерне ждет его к ужину, тоже пренебрегает уроками, а свою комнату превратил в музей игрушек по Star Wars. Пожалуй, только такие реалии современной массовой культуры и позволяют ощутить, что действие происходит в сегодняшнем дне, потому что детская игра в шпионов, бесплатное «кино на улице», когда Юля придумывает прохожим биографии в духе боевиков и фантастических фильмов – всё это родом из детства наших если не бабушек и дедушек (у тех были казаки-разбойники), так уж родителей точно.

А терзания совести, с которыми ребята пытаются не соврать, но и не выдать похитителя велосипедов Тима, и «геройский» поступок Лукаса, который решает спасти Юлю и ее брата, приписав всю вину себе, вполне могут уходить корнями в «Тома Сойера» и «Тимура и его команду». Конечно, необязательно, чтобы драматург читал американскую или советскую классику, но это лишь подтверждает то, что для Изермайера и современной художественной мысли остаются важными те романтические, но при этом правдивые ценности, которые уже зарекомендовали себя в литературе. И почему зрителям, сверстникам главных героев, не поверить в это же?

Они могут убедиться, что в их фантазиях и играх нет ничего постыдного, ребячливого, несерьезного. Они познают цену дружбы и взаимовыручки в семье. Они могут постараться понять и принять своих родителей, которые чересчур заботливы или, наоборот, слишком резки в момент психологических перегрузок. Пьеса «Без монет нет конфет» и для родителей тоже, которые видят свое отражение и могут спроецировать театральные ситуации на своих детей. Пожалуй, здесь даже нет места неловкости, когда дети с родителями смотрят что-то поучительное и назидательное.

 Социальные маски, близкие всем нам

Что же касается, собственно, игровой стороны представления пьесы, то эскиз получился энергичным, с напором и симпатичными намётками актёрских образов. Юмористическую и трогательную характерность двух мам схватили Татьяна Парфёнова и Елена Федотова – такая умеренная эксцентричность часто встречается. Харизматичный Олег Зверев в роли полицейского ввёл уместные и заразительные комичные нотки (впрочем, жути нагнал и микроэпизод с ролью одного из скупщиков краденых велосипедов). Флегматичный классный руководитель в исполнении Андрея Данилова добавил ещё одну социальную узнаваемую краску – учителя, задавленного нелепыми установками руководства, отвлекающими от педагогики.

Два коротких, но выпуклых эпизода с Алексеем Тимофеевым добавили объёма в большой, грубоватый и непонятный мир взрослых. К сожалению, пьеса Изермайера не даёт пространства для углублённых мотивировок роли Тима, но Петр Лойко динамично, с логичными вопреки тексту оценками создал образ юноши, без драматичного пафоса любящего младшую сестру и обеспокоенного своей судьбой, когда дети узнают о его занятии.

Наконец, главные герои – самая трудная задача. Алексей Коршунов и Кристина Машевская, конечно, пытаются показать подростков. Пытаются передать их непосредственность, энергичность, резкую смену настроений, широкие жесты напоказ. Но увлекательно, как в самые напряжённые моменты привычные внешние приспособления отпадают, открывая трогательную драматическую эмоцию, глубинное переживание чувств, доступных в любом возрасте. Любопытно, что сама пьеса диктует такую двойственность, когда герои знакомятся друг с другом, становясь в наивные и забавные позы, а затем открывается поле для актёрского поиска при столкновении подростков со сложностями внешнего мира.

Музыкальная сторона спектакля

Но не только через актуализированный социально-педагогический текст и по живому сшитые актёрские этюды театр обратился к одиннадцатилетним зрителям. Режиссёр Надежда Алексеева подарила пьесе и современный звук. Марина Вихрова в роли ди-джея не только в реальном времени запускала телефонные и дверные звонки, но и мешала музыкальные биты, была вторым голосом для зонгов. Наследие брехтовского театра с его песнями, разрушающими «четвёртую стену», воплотилось в агрессивный рэп.

Именно так, рифмованными строками, жёстко, в микрофоны, подростки выплёскивали своё нежелание ходить в школу, осознание, что за все надо платить и то, что они не герои, как в любимых фильмах. Такое разрушение эмпатии будто намекает, что счастливый конец иллюзорен и требуется ещё много внутренней работы, чтобы понять и эту, бунтарскую, озлобленную сторону юного создания, которое ощутило на себе жестокость взрослого мира.

«Театральный марафон» только начался, но уже поставил зрителей перед не развлекательными и не по-школьному нравоучительными проявления сегодняшнего искусства. Впереди ещё пять вечеров и четыре пьесы. А «Без монет нет конфет» зрители могут повторно увидеть 15 марта.

Фото Ольги Щербань (пресс-служба театра «Малый»)