Сегодня и до 3 февраля в деревне Коростынь Шимского района проходят съёмки полнометражного художественного фильма «Коридор бессмертия». Как мы уже сообщали ранее, на три дня побережье озера Ильмень превратилось в стройплощадку на реке Неве.

Картина рассказывает об эпизоде, имевшем место в 1943 году и сыгравшем решающую роль в окончательном снятии блокады Ленинграда. Речь идёт о строительстве и работе железнодорожной магистрали, взявшей на себя основную тяжесть перевозок и доставившей в осажденный город три четверти всех военных грузов и продовольствия.

Железная дорога длиной в 33 километра была проложена вдоль южного побережья Ладожского озера между станциями Шлиссельбург и Поляны всего за 17 дней и работала вплоть до полного освобождения города в январе 1944 года. Составы обслуживала 48-ая паровозная колонна особого резерва НКПС, которую формировали из вчерашних школьниц и отозванных с фронта машинистов. Пользовались переправой только ночью. В сутки здесь было в среднем по три «попадания», а проходить успевало до 35 эшелонов, каждый из которых заменял тысячу легендарных грузовиков-полуторок, работавших на Ладожской Дороге жизни.

С этой историей режиссер Фёдор Попов познакомился семь лет назад. Два года ушло на подготовку сценария, в работе над которым принял участие автор статьи, вдохновившей Попова на работу с этой темой – санкт-петербургский писатель Дмитрий Каралис. Его отец был начальником-политруком одного из поездов 48-ой колонны Особого резерва НКПС.

Съемочный процесс начался 20 декабря в Санкт-Петербурге. Работа в Коростыни займёт три дня – два с участием массовки и один для съёмки пейзажей. Затем команда фильма отправится в Лугу, где снимет последние сцены на природе, а затем переместится в павильоны «Мосфильма».

Меня поразило то, насколько эта грандиозная страница нашей истории малоизвестна. Пять тысяч человек строили мост под обстрелами и бомбёжками. И даже многие жители Санкт-Петербурга об этом не знают. А ведь это судьбы реальных людей. Конечно, сценарий мы додумали – на исторической правде базируется художественный вымысел. Отчасти это военная мелодрама – главная героиня встречает на этой дороге свою любовь, – рассказывает Фёдор Попов.

Главной героине Маше Яблочкиной 19 лет, за ней стоит реальный человек – Мария Ивановна Яблонцева, которая жива и по сей день. Актрису на эту роль отбирали очень долго, в итоге ей стала Анастасия Цибизова. Её возлюбленного играет Артём Алексеев, а подругу – Светлана Смирнова-Кацагаджиева. Режиссёр с гордостью отмечает, что молодые актёры очень глубоко подходят к материалу и смогли разузнать о своих прототипах такие сведения, которые и ему самому не были известны.

Это интересный и сложный образ. В наше время таких характеров, способных на геройские поступки, мало. Это очень сильная женщина, хотя поначалу она наивна, как ребёнок. Только что закончив школу, они с подругой начали искать «хлебное место». Пришли в депо и устроились кондукторами, не зная, что их пошлют строить железную дорогу, – рассказывает Анастасия Цибизова.

Кроме того, в список основных героев вошли два иностранца – испанец и эстонка:

Было ли это? Я не знаю. Но могло ли быть? Могло. Представители и той, и другой национальности сражались в те годы на нашей стороне, – считает режиссёр.

К слову, уроженец Испании Хавьер Кальво, который играет в картине роль иммигранта Родригеса, примкнувшего к строительству моста, уже в третий раз участвует в съёмках кинокартин в России. «Это испанский парень, смелый и с большим сердцем», – рассказывает актёр о своём персонаже.

В ходе подготовки к съёмкам бюджет картины уже успел претерпеть изменения: первоначально планировалось потратить 360 миллионов рублей, на данный момент эта цифра снижена до 150 миллионов. 600 тысяч рублей удалось собрать на краудфаундинговой платформе Boomstarter – эта сумма пошла на строительство моста. 35 миллионов рублей было выделено министерством культуры, еще 2,5 миллиона добавило Правительство Санкт-Петербурга.

Очень многое нам удается сделать «в долг». Что же касается помощи будущих зрителей, то это не только финансовая, но и моральная поддержка. Все-таки это кино про историю нашей страны, нашего народа. Я рад, что люди к этому неравнодушны, – говорит Попов. – Мне главное, чтобы люди переживали. Есть два пути к зрителю: он будет плакать или смеяться. Если он ведёт себя сдержанно, это значит, что я не выполнил свою задачу. Зрителю сегодня нужно хорошее, честное и профессиональное кино.

«Российские Железные Дороги» и Министерство обороны безвозмездно предоставляют съемочной группе возможность использования депо и военного полигона. Поддержка была оказана также правительством Новгородской области, руководством Шимского района и Шимска.

Однако, кроме финансовых сложностей, есть и другие:

Это картина, что называется, сложная постановочная: много экспедиций, особенно это непросто зимой, когда за короткий световой день нужно вместить в смену шесть часов, а ночью готовиться, – отмечает режиссёр.

Но самым неожиданным для съёмочной группы стало «отсутствие зимы зимой». Погода подвела: для полноты картины требовалось то количество снега, которое лежало здесь «две недели назад». По всей видимости, снег, как и завершённый мост будут добавлены в кадр с помощью компьютерной графики.

Место для самой масштабной сцены фильма искали долго. Дело в том, что площадка, на которой в действительности разворачивалось строительство моста, уже занята современными зданиями, там же размещена стела в память об этих событиях. Пейзажи Коростыни напомнили режиссёру окрестности станции Шлиссельбург.

Работы по возведению начальных конструкций моста в Коростыни начались еще в ноябре прошлого года. Накануне первого съемочного дня активно шла подготовка площадки: подвозился снег, сооружался «запланированный» обвал на склоне, на склоне у озера. Сегодня же с раннего утра к работе приступили пиротехники, задачей которых стали правдоподобные дымы и пулеметные очереди.

Планировалось, что в массовке примут участие 300-400 человек из Великого Новгорода и Шимска, однако в итоге на съёмочную площадку вышло около 200 жителей региона, не побоявшихся примерить на себя роль блокадников. Костюмы для массовки подбирались специалистами съемочной группы. К слову, и лошади, принимавшие участие в съёмках, тоже – «местные».

На озере Ильмень будет снято несколько эпизодов картины. Например, зрители увидят, как главные героини впервые попадают на берег Невы и видят начало масштабного строительства.

Кстати, как признаётся Фёдор Попов, название, которое будущий фильм носит в данный момент, не утверждено окончательно. Тем не менее, называть картину «Коридор смерти» – а именно такое прозвище дали этой переправе в военные годы – режиссёр не намерен.

Я снимаю жизнеутверждающее кино, а не депрессивное. Я оптимист по натуре, «реалистичный» оптимист. Так же, как и Мария Ивановна, ставшая прототипом главной героини.

При благоприятном стечении обстоятельств съёмки будут завершены в конце марта. В прокат же фильм выйдет не раньше 2017 года.

Фото Сергея Гриднева