– Нет, ну хватит этой пошлости! – воскликнула наш редактор Людмила Владимировна красным карандашом вычёркивая предмет нашей гордости – заголовок «Сносить нельзя оставить». После усиленного мозгового штурма, почти на час прервавшего нормальную работу редакции среди разных вариантов, например, литературно-ассоциативного «На графских развалинах» и прямолинейно-репортажного «А вот какие страшные домики», победил тот, что красуется выше. Понятно, что речь не о Валдае, который мы всей редакцией очень любим, а лишь об одной его особенности.

В конце года жителей Валдая, и не только его, взволновало сообщение о возможном сносе трёх домов на улице Советской (они соединены между собой). И планах по строительству на этом месте спортивного комплекса с 50-метровым бассейном на средства «Газпрома».

Жители домов были расселены несколько лет назад, сейчас здесь располагается один магазин. Дома, построенные в XIX веке, являются памятниками регионального значения (признаны таковыми в 2009 году). Валдайская администрация заказала экспертизу, которую выполнил сотрудник вышедшей на конкурс липецкой компании ООО «Археологический парк «Аргамач». Эксперт Александр Ерохин указал, что дома в результате перестроек утратили ценность. Акт экспертизы направили в государственную инспекцию государственной охраны культурного наследия – для рассмотрения вопроса об исключении домов из списка объектов культурного наследия.

А глава Валдайского района Юрий Стадэ многозначительно заявил СМИ, что «работа с аварийными зданиями будет продолжена».

Мнения экспертов

В соответствии с законом акт экспертизы был выставлен в интернете для обсуждения. И вот мнения о нём новгородских экспертов.

Светлана Кузьменко, доцент НовГУ, бывший руководитель областного комитета охраны памятников:

Считаю, что экспертизу нельзя принимать по причине подтасовки фактов по поводу утраты градостроительной и архитектурной ценности домов... Так в первой части эксперт подтверждает, что в формировании градостроительной структуры города улица одна из главных, в обилии перечисляет архитектурные элементы и композиционные особенности жилых домов, чем подтверждает ценность застройки и каждого здания в отдельности. Однако затем эксперт делает вывод, что никакой ценности здания не представляют... Аварийное состояние не может быть причиной исключения из списка ОКН, тем более сноса… Нужно требовать от администрации города Валдая приведения их в подобающее состояние. Если допустить реализацию этих планов, Валдай утратит неповторимый исторический ландшафт и облик провинциального русского города.

Вспомнив затем о строительстве бассейна «Москва» на месте храма Христа Спасителя, Светлана Никитична не преминула высказаться ещё в адрес неких археологов, предположив, что это они лоббируют снос, чтобы получить заказ на раскопки.

Архитекторы-реставраторы Галина Кулакова и Ольга Коваленко из «Новгородского научно-реставрационного управления» изложили мнение совместно:

Утверждения о безвозвратно утраченных декоративных элементах фасада являются необоснованными, так как здание не обследовано на предмет выявления первоначальных форм. А они, как известно, сохраняются в закладках. В данном случае часть их скрыта штукатуркой. Допустив разрушение город потеряет одну из главных исторических улиц.

Архитектор-реставратор «ННРУ» Мария Зонн обратила внимание на другое обстоятельство:

В соответствии с правилами землепользования и застройки дома находятся в заповедной зоне. И даже при согласовании противоречивой экспертизы эти факты делают невозможным дальнейшее развитие сценария со строительством на этом месте крупного объекта.

Только архитектор Ольга Мухачёва (на тот момент – «Новгородгражданпроект»), осторожно допускает возможность строительства на этом месте. Но пишет:

Всё было бы замечательно, если бы не место размещения этого объекта. Валдай – тихий провинциальный городок, который стремительно теряет своё лицо, своё своеобразие. Все бассейны «Газпрома» строятся по одному типовому проекту. Может быть, можно говорить о строительстве на этом месте новодела, имитирующего существующую застройку. Но строительство огромного по высоте и габаритам современного сооружения в 200 метрах от музея колоколов просто уничтожит своеобразие Валдая как исторического города.

Архитектор-реставратор высшей категории, эксперт Министерства культуры Виктор Попов об экспертизе:

Утверждается, что здания были перестроены в период 30-40 годов и первоначальные декоративные элементы утрачены, хотя и для того и другого не приведено никаких обоснований. На фото видно, что есть ещё старые лестницы, лепные карнизы потолков, остатки печей. Утверждается, что единственное, что сохранило первоначальный вид – ритм оконных проёмов второго этажа (конечно, это не так)… Аналитическая часть акта формальная. Первоочередными мерами по сохранению должно быть проведение противоаварийных работ, в первую очередь, крыш. Валдай может обрести подлинные и интересные памятники периода расцвета своей истории и архитектуры.

И, добавим, валдайцы, наверное, будут очень этому рады.

«Не надо видеть в нас врагов»

За информацией о дальнейшей судьбе акта экспертизы мы обратились в инспекцию госохраны культурного наследия – по существующему порядку через пресс-центр областного правительства. Там попросили официальный запрос. Надо признать, запрос наш был не совсем чётким: «Вынесено ли органом охраны памятников какое-либо решение по поводу возможного исключения данных домов из списка объектов культурного наследия?».

Наверное, в инспекции охраны памятников понимали, что нам интересно также: если решение пока не принято, то – почему и в какие сроки всё-таки может быть вынесено. Но что поделать: на конкретный вопрос они дают конкретный ответ: «Решения по поводу исключения вышеуказанных памятников из списка выявленных объектов культурного наследия не принималось». Для этого ответа им потребовалось всего шесть дней. А чтобы узнать подробности, нам надо писать следующий запрос. Да, с такими людьми – наши памятники под надёжной защитой.

Однако из опубликованного на сайте инспекции обсуждения экспертизы следует: инспекция поддерживает выступления тех, кто её критиковал. Так что, вероятно, исключение валдайских домов из числа памятников она поддерживать всё-таки не будет.

Глава Валдайского района Юрий Стадэ сообщил сетевому изданию «ВНовгороде.ру», что ему выводы инспекции пока не известны. Однако он по-прежнему надеется, что спортивный комплекс в Валдае будет построен и именно на этом месте. Сохранить же ветхие дома, в таком случае, будет невозможно: ну как крыльцо нового современного здания будет располагаться рядом с тем, что есть на Советской сейчас?

Юрий Владимирович высказал нашему изданию свою точку зрения:

В защиту этих домов выступают буквально единицы валдайцев. К нам наоборот обращается общественность с вопросом: какая нужна поддержка для решения проблемы. В своё время многие здания старались внести в число памятников. Рассчитывали получить федеральные деньги на реставрацию, но в итоге просчитались. Средств на реставрацию всех этих домов у нас нет. Федеральные деньги мы получаем на решение других проблем (Ред. – Валдаю выделяли деньги, например, на строительство нового канализационного коллектора, на ремонт школы). Году в 2015-м, кажется, мы с помощью горожан провели акцию: заделали окна в этих пустующих зданиях. И что же? Через несколько дней всё стали выламывать. Постоянно заделывать окна, а то ещё содержать сторожей – это нерациональное расходование бюджетных денег. Но если даже допустить, что все эти здания мы как-то отреставрировали – что с ними дальше делать? Размещать учреждения? Так у них есть свои места. А если вы думаете, что мы не предлагали бизнесменам эти здания, то вы ошибаетесь. Но они теряют интерес, как только слышат о памятниках: слишком много ограничений. Вот, как раз, если бы появился у нас такой новый масштабный объект, это могло бы оживить жизнь в центре города, который сейчас умирает. Не надо видеть в нас врагов памятников. Но, знаете, я мальчиком слышал, как экскурсовод на вопрос о наших развалинах ответил: «У нас кино про войну снимали». Сколько лет прошло – стало только хуже. Боюсь, что так будет и дальше. А наши защитники старины будут ездить в Европу и восхищаться её городами, где рядом стоят памятники и современные дома. И раскрашены они в разные цвета, чего у нас тоже нельзя.

Небольшой и нерепрезентативный опрос мы провели как раз рядом со злополучными домами на Советской (бывшей Миллионной). Пожилая женщина с готовностью отвечала:

Да какие памятники? И когда найдут деньги на ремонт. А детям ходить некуда!

Женщина помоложе сказала, что ей жалко дома на другой стороне улицы, а здесь бассейн можно было бы и построить. Экскурсовод местного музея заметила, что она категорически против сноса любых исторических зданий.

Тему аварийных домов-памятников активно обсуждали на местном форуме ещё в 2011 году. Реплики встречались такие:

Памятники архитектуры – Троицкий собор, Введенская церковь и ещё пара-тройка зданий. А это больше похоже на ширпотреб конца 19, начала 20 веков. Лет через 100 наши пятиэтажки тоже можно назвать памятниками архитектуры?

Ремонт станет гораздо дороже ,чем снести и построить новое.

Однозначно – надо сносить! Людей переселять в более достойное по благоустройству жильё. 

Единственное, что стоит в Валдае сохранить и реконструировать – это усадьбу Меньшикова, от которой абсолютно ничего не осталось. Вот куда стоило бы вложить деньги. А эти дома не стоят таких усилий.

И тех, кто высказывается не в пользу памятников, в общем, можно понять, если по центру Валдая прогуляться. 

За обезглавленной, ободранной церковью Введения на площади Свободы – полуразваленные дома купцов Подчищаловых и других. И дальше по пути встречаются полуразваленные здания. Вот, зияет выбитыми окнами на музей колоколов здание бывшей больницы. Некоторые памятники пострадали от пожаров.

4 декабря 2011 года на улице Луначарского сгорел нежилой двухэтажный деревянный дом – бывшая дача Виктора Острогорского, открывшего в Валдае первую бесплатную школу.

3 августа 2017 года полыхают стоящие рядом памятники «Дом Короткова», «Дом Селявина» и «Дом Терского со складским помещением» на Советской. Жильцов эвакуировали, во время борьбы с огнём получил ранение один пожарный.

5 мая 2018 года на Советской горит ещё один дом-памятник – формально расселённый дом, по неофициальной информации, нелегально заселённый цыганской семьей.

При сообщениях о пожарах в исторических зданиях принято намекать на то, что кто-то расчищает место. Только места отнюдь не расчистились. Погорелые здания «украшают» Валдай.

А вот на Образцовой горе та самая усадьба бывшего новгородского губернатора Мосолова, купленная затем публицистом-националистом Михаилом Меньшиковым, расстрелянным чекистами в Валдае в 1918 году. Во время войны здесь размещалось политуправление и фронтовая газета, в которой работали поэты Светлов, Михалков, Матусовский, Алигер, Кедрин. В 1990 году бывшие здания усадьбы безвозмездно по решению совета депутатов передали внуку Михаила Меньшикова – Михаилу Поспелову, «много сделавшему для возрождения творческого наследия деда». А вот возродить усадьбу ему не удалось – сейчас от неё остались развалины со следами пожаров. С Поспеловым несколько лет назад связывался бывший глава Валдайского района Александр Бойцов в свою бытность депутатом. Тот ответил, что возможности заниматься усадьбой у него нет.

Город контрастов

Однако не всё в жизни города Валдая столь безрадостно. Городу помогает «Газпром» (возможно, сказалось то, что рядом – президентская дача). На «газпромовские» деньги построили физкультурно-оздоровительный комплекс, открыли «Центр гармоничного развития детей», на средства «Согаза» – молодёжный досуговый центр.

А ещё за последние годы Валдай приобрёл множество «фишек»: тут и свои станции метрополитена, и памятник поребрику/бордюру и «знак, возле которого все фотографируются», своя Эйфелева башня, памятник кузнецам в виде подковы. Кстати, напротив неё стоит расселённый двухэтажный деревянный дом. Снести его нельзя – он тоже памятник, а что с ним делать – не ясно.

И вот как-то не слишком сочетаются между собой эти тенденции: Валдай, стремящийся быть интересным и стильным, и Валдай, разваливающийся на глазах.

Современное здание бассейна, вломившееся в строй исторических домов – не лучшее решение. Превращение этих домов в развалины – тоже. И местным властям решить их проблему самостоятельно едва будет под силу, нужны огромные вливания денег.

Если Валдай не дождётся такой масштабной реконструкции, которой дождалась Старая Русса – «кино про войну» в Валдае, до которого немец не дошёл, продолжится.