Антонина Саволюк и бумажный Эверест

Министерство здравоохранения Новгородской области заключило соглашение о сотрудничестве с медицинской компанией DOC+. Согласно документу, в регионе будет запущен пилотный проект системы автоматической проверки первичной медицинской документации.

«Планируется, что внедрение системы на базе искусственного интеллекта позволит сократить участие врачей в проверке документов, контролировать качество медицинской документации, выявлять в реальном времени возможные ошибки. При этом снизится финансовая нагрузка на бюджеты медицинских организаций», сообщает пресс-служба правительства региона.

Сперва о партнёре. DOC+ – это московская компания, созданная осенью 2015 года. Специализируется в области телемедицины и обработки персональных медицинских данных. Тесно связана с компанией «Яндекс», которая уже инвестировала в IT-проекты DOC+ более 10 млн. долларов. «Яндекс» отвечает за техническую часть работ.

Как же мы должны оценивать заключенный договор? На мой взгляд, самое подходящее слово – осторожно. Не должно быть никакой эйфории, но и со скепсисом не стоит перебарщивать. Репутация DOC+ в настоящее время ничем не запятнана, но дело вовсе не в этом.

Надеяться, что именно на нашем участке фронта заработает электронная система «проверки первичной медицинской документации» и принесет нашим врачам облегчение, слишком наивно. Приказ Министерства здравоохранения РФ № 834н. «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению» был издан еще 15 декабря 2014 года, но только 4 апреля прошлого года Министерство юстиции РФ  зарегистрировал приказ Минздрава №2н (от 09.01.2018), которым в 834-й приказ внесены изменения, разрешающие формировать «карту [журнал, паспорт, справка] в форме электронного документа, подписанного с использованием квалифицированной электронной подписи врача, в соответствии с порядком организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов».

То есть исходные позиции расчищены для наступления на медицинскую бюрократию. Но её позиции укреплялись и совершенствовались десятилетиями. Можно быть уверенным, что никакая система не сможет захватить даже документ первичного учёта, если он заполнен не по стандарту.

Впрочем, это не такая уж большая преграда. В конце концов стандартно внести в документ официальные данные («ФИО» «дата рождения», «пол», «адрес», «образование», «специальность», «наследственный анамнез») не так уж сложно. Гораздо труднее продвинуться дальше, если история болезни записывалась врачом/врачами произвольно. Её оцифровать будет невозможно, придётся стандартизировать. И это главный тормоз внедрения подлинно эффективной системы электронного документооборота.

Но тут никуда не даться не только медикам, но и любому ведомству, вознамерившемуся перейти на электронный учёт. Когда Владимир Путин 20 февраля сказал в своём Послании: «За оставшиеся два года (до 1 января 2021) при участии делового сообщества нужно обновить нормативную базу, сохранить только те документы, которые отвечают современным требованиям, остальные – сдать в архив» – зал разразился аплодисментами.

Многие, видимо, не поняли, что президент говорит о «новых авгиевых конюшнях». Даже при том, что большинство нормативных актов, приказов, инструкций оцифрованы и оперативно обновляются.

С медицинскими картами иначе. И можно только посочувствовать министру Антонине Саволюк, вставшей на этот путь преобразований, и пожелать удачи.