За что Никита Исаев невзлюбил Андрея Никитина?

21 февраля Институт актуальной экономики обнародовал аналитический доклад «Губернаторы-технократы: итоги правления «эффективных менеджеров» в российских регионах». Авторы документа отмечают, что анализу была подвергнута «целая эпоха, подразумевавшая смену старых функционеров… молодыми специалистами, которые ориентируются на лучшие мировые практики, и понимают, что главная их цель – развитие экономики региона и повышение благосостояния населения. Массовая смена губернаторского корпуса осуществлялась «волнами» в 2017 и 2018 годах, а окончательно новые назначения закрепились в единый день выборов в сентябре прошлого года».

Формально «эпоха» началась всё-таки в 2016 году с назначения Антона Алиханова врио губернатора Калининградской области. Но массовые отставки и назначения состоялись немного позднее. Всего новые губернаторы пришли в 30 (!) регионов.

В докладе отмечается, что «были проанализированы регионы, в которых у новых «технократов» уже была возможность себя проявить». Далее «были отобраны 10 губернаторов, которые чаще всего оказываются в поле зрения СМИ и на слуху у общественности и управляют непростыми в плане накопившихся социальных и экономических проблем регионами». В эту десятку попал и губернатор Новгородской области Андрей Никитин.

Вот какое резюме он получил от аналитиков Института актуальной экономики:

«Андрей Никитин имел очень хороший потенциал: до своего губернаторства он работал на руководящих должностях в коммерческих компаниях, возглавлял АСИ. Он вполне может быть генератором идей»

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

«+»

- В прошлом году началось сокращение четверти областных чиновников ради повышения эффективности:

- поставил задачу снизить госдолг региона до конца 2018 года до 15 млрд. рублей.

«–»

- Сокращение госдолга не удалось. На начало 2019 года его объём составил 15,75 млрд. рублей (в октябре 2018 года госдолг составлял 15,8 млрд. рублей);

- взамен погашенных кредитов пришли новые на 1,98 млрд. рублей.

- деньги (2-3 млрд. рублей) идут на школьную реформу по московскому образцу: отдельные школы и детские сады объединяются в крупные образовательные учреждения. Кроме того, что будущая экономия от таких преобразований совсем неочевидна, так ещё и жители получают закрытие некоторых детских садов и школ».

Здесь с авторами доклада трудно согласиться. Под объединением школ и детских садов аналитики, видимо, подразумевают открытие в новых школах №№ 36 и 37 Центров дополнительного образования, которые могут посещать в том числе и дошкольники. Однако это не повлекло за собой закрытия дошкольных учреждений, тем более – школ.

ВЫВОДЫ:

«Наличие бизнес-опыта позволило сделать выводы о необходимости сокращения долговой нагрузки, повышения кредитного рейтинга и повышении эффективности госаппарата. Но поставленные цели так и не были достигнуты. По размеру госдолга и вовсе нет никаких решений. Больше всего опасение вызывает тяга к копированию чужих практик без разбора их эффективности».

КОММЕНТАРИЙ

директора Института актуальной экономики Никиты Исаева:

Андрей Никитин не готов выслушивать критику в свой адрес и разбираться в корне проблем, хоть это было бы полезно: регион сложный, конфликтный. Этот регион маленький, в нём проживает порядка 600 тыс. человек, но пытается быть самостоятельным и независимым, вспоминая про свое былое величие. Но у Никитина никак не выходит. Плюс ко всему в регионе началось банкротство предприятий по схожему сценарию (АПК «Рубеж» и птицефабрика «Новгородская»). Депрессивный регион.

Добавим, что в интервью изданию «Аргументы и факты» (по поводу выхода доклада) г-н Исаев высказался ещё резче. «Андрея Никитина из Новгородской области можно отнести в категорию аутсайдеров. Он в Новгороде начал с правильных действий: пообещал сократить чиновничий аппарат и госдолг. Но потом скатился в рутину, закрылся от критики и оставил всё по-старому».

Такой, с позволения сказать, «аналитический доклад». Можно по-разному относиться к Андрею Никитину, но сводить результаты его двухлетней деятельности к сокращению чиновников (а произошло ли оно?) намерения сократить госдолг на 800 млн. рублей (на 5%). Например, орловскому губернатору аналитики института ставят в заслугу, что у него «подана и одобрена заявка на создание территории опережающего развития в моногороде Мценске». У нас две ТОР (Угловка и Боровичи) уже готовы принять инвесторов. Губернатора Алтая отмечают за то, что у него «заключено соглашение о сотрудничестве с Кемеровской областью». У нас – с Москвой, Татарстаном, Владимирской, Псковской, Рязанской областями. Пишу по памяти, только чтоб дать понимание двойных стандартов в подходе. Губернатор Пермского края получает «+» за «создание экспортного акселератора, который должен помогать экспортоориентированным предприятиям». У нас – то же самое не замечают.

Короче говоря, по оценкам экспертов Института актуальной экономики и региональных активистов общественной организации «Новая Россия», Андрей Никитин в Рейтинге полезности губернаторов занял 8-е место из 10. Окончательный вердикт г-на Исаева таков: «Далеко не все молодые «технократы» таковыми являются. Зачастую они смолоду интегрированы в старую систему госуправления и круговой поруки. Большинство из них до сих пор не видят причины для самостоятельного развития и снижения зависимости от средств федерального бюджета. С таким подходом процесс выхода из кризиса затянется надолго». Можно добавить не все эксперты являются экспертами. Иные палец пососут и – вот они, выводы!

Пастернак когда-то написал: «Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь». Оказывается, не только некрасиво, но и чревато. Если попадёшь на карандаш «экспертам» Института актуальной экономики.

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Издание готово предоставить площадку для обсуждения поднятой темы всем заинтересованным сторонам

Фото: pixabay