Правительство региона просит соблюдать правила борьбы

В своём послании о том, что правительство должно сделать в 2019 году, губернатор Андрей Никитин основной, стратегической назвал следующую задачу: «Войти в число регионов, снижающих уровень бедности». Сказано как-то хитро. Не «снизить долю населения, существующего на ХХХ рублей в месяц», что было бы гораздо конкретнее и легко подвергалось бы проверке к концу текущего года, а «войти в число». Впрочем, для нас и это не просто…

Бедные люди 2.0

Послание было «озвучено» губернатором 28 ноября. А 3 декабря РИА «Рейтинг» обнародовало «Рейтинг регионов по зарплатам 2018». И выяснилось, что 24,7% жителей Новгородской области работают за 15 000 и менее рублей в месяц, 50% получают от 15000 до 33 000, а 1,09% – более 100 000.

К сожалению, нет возможности детально сопоставить, как изменилась ситуация в регионе по сравнению с 2017 годом. Год назад РИА «Рейтинг» указал в своём списке долю граждан, зарабатывавших не более 10 000 рублей. Их в нашей области было тогда 12,1%. На мой взгляд, тот факт, что у нас 15-тысячников сегодня вдвое больше, чем 10-тысячников вчера, говорит о реальном обнищании людей.

Да и Росстат не спорит. По данным Главного счётчика, в январе 2018-го средняя зарплата в нашем регионе была 30 349 рублей, а в ноябре – 30 820 (+471 рубль). Данные опубликованы 25 января, новее не найдёте. Мы как были по «показателю роста» на предпоследнем месте в СЗФО, так и остались. Но аутсайдер (Псковская область) прибавил за 2018 год к своей средней зарплате почти 4500 рублей, а мы – 1800*. И рискуем скоро оказаться в конце списка.

*Наша прибавка в 2018 году оказалась самой низкой по СЗФО, и сегодня от средней зарплаты по округу (48 489 рублей) мы отстаём безнадежно.

Может быть, наши менеджеры скрыли от губернатора нехорошие цифры? Или Андрей Сергеевич не захотел разочаровывать нас таким итогом своего 20-месячного пребывания у руля региона? Но в Москве-то ему, наверное, подсказали: «Вы не туда идёте, товарищ». Так и родилась стратегическая цель – снизить количество бедных. Хотя гуманнее было бы увеличивать количество обеспеченных.

Но губернатор сказал так, как сказал. К тому же по сравнению с 2017-м годом богатых у нас (не менее 100 000 рублей в месяц) стало больше – на 0,02%. Это приблизительно два небольших автобуса (типа ПАЗ) – 60 счастливчиков. Видимо, из числа руководителей исполнительной и законодательной властей региона, стоимость труда которых была решительно пересмотрена Андреем Сергеевичем при учреждении министерств и прочей оптимизации. Место, которое Новгородская область занимает по уровню зарплат в России, осталось прежним, 56-м.

Будем резать, будем бить

В общем, понятно, что с бедностью нужно бороться. Тем более, уверен глава региона, «у нас есть серьёзный экономический потенциал, а за счёт открытости власти мы сможем обеспечить особые условия для инвесторов, уставших от общения с громоздкой государственной машиной».

Что симптоматично, эти «козыри» (потенциал экономики и открытость власти) собственно и составляют суть губернаторской программы, как победить бедность. Ничего более к ним за два месяца, прошедшие после обнародования послания (28 ноября), глава региона не прибавил. Если не считать задекларированной 4 января на пепелище дома, сгоревшего в деревне Большое Боротно Окуловского района, задачи: запустить проект по борьбе с бедностью, разработанный Минтруда РФ, до 1 апреля.

Что за проект, рассказал федеральный министр соцзащиты Максим Топилин 16 января «Российской газете». Дословно:

«Мы подготовили план по снижению бедности. С этого года запускаем пилотный проект (в Новгородской области и ещё 7 регионах – Г.Р.). Планируем провести анализ причин бедности и разработать универсальные механизмы, направленные как на увеличение доходов граждан, так и на снижение бедности… Нужно разобраться в этих причинах, дойти до каждой семьи… Самый большой удельный вес семей, живущих за чертой бедности, – это семьи с детьми… Строительство дошкольных учреждений для детей от полутора до трех лет в рамках нацпроекта «Демография» будет означать, что мама получит больше шансов выйти на работу, и это будет влиять на снижение бедности… Не исключено, что инструментом помощи будет социальный контракт. Граждане и государство подписывают контракт, чтобы семья могла выйти из бедности… Например, семья обязуется наладить работу в личном подсобном хозяйстве или открыть малый бизнес, или кто-то из членов семьи пройдёт переобучение и устроится на работу. Деньги даются замен на активные действия семьи» и т.п.

На мой взгляд, интервью министра – пример типичной демагогии. По словам г-на Топилина, только в 2017 году, получив от государства помощь в размере 38,2 тыс. рублей (в среднем) «41,7% получателей соцконтракта вышли из бедности». Презентуя запуск новой программы, г-н Топилин обещает снизить число бедняков в стране с 13,2% до 6,6% (то есть на 50%) к 2024 году. Взгляните в начало абзаца: в 2017 году без всякой программы, только дав бедным 38 тыс. рублей, г-н Топилин вывел из бедности почти 42% остро нуждающихся. Зачем же для достижения примерно таких же показателей растягивать процесс на 6 лет (2019-2024)? Заключите опять контракты, дайте тысяч по 40 и готово!

Нет, говорит министр Топилин, «важно, чтобы специалисты на местах попали в точку и разработали индивидуальную программу социальной реабилитации семей, живущих за чертой бедности». Попасть в точку – это предоставить детям из бедных семей места в детсадах, а родителям – работу.

По опросу ВЦИОМ, проведённому в конце 2018 года, бедным россияне считают человека, который зарабатывает до 15 000 рублей в месяц. В Новгородской области таких среди работающих 24,7% (см. выше). Иными словами: каждый четвёртый просто не может найти лучше оплачиваемую работу.

Тем не менее, губернатор Никитин согласен с министром Топилиным, что так и будет, «пока мы не будем понимать поимённо, где и что происходит, где какие условия». «Поэтому проект с федеральным министерством труда по бедности будет у нас приоритетным, – поясняет он особо бестолковым. – Нужно научиться учитывать всю специфику, все потребности. При современном уровне развития технологий ничего сложного в этом нет». В общем, Андрей Сергеевич уже видит фронт работ на шесть лет вперёд: учёт и контроль, практики и компетенции, форсайт-сессии и семинары…

Вы забыли про овраги!

Давайте попробуем приложиться к конкретике. Область завалена снегом. Мэрия Великого Новгорода бросила клич (в середине января): «Требуются дворники!». Выход из бедности? По неофициальной информации, зимой эта работа оплачивается из расчёта 5200-7500 рублей в месяц (пять дней в неделю, 8 часов в день). Если даже губернатор со товарищи учтёт «специфику и потребности», вряд ли, заработки принципиально поднимутся.

Но учёт уже начался. На январском заседании облдумы, помня, что «самый большой удельный вес семей, живущих за чертой бедности, – это семьи с детьми», депутаты сделали отсечку: платить 100 000 рублей за рождение ребёнка только тем, кто моложе 30 лет. Это перспективные борцы с бедностью: у них здоровья ещё хватит и дворницами за 7000 рублей поработать, и потерпеть до лучших времён…

Ну, а пока суд да дело, пока не закончился первый квартал и программа ликвидации бедности не принята, в ход идёт испытанное оружие – благотворительный марафон «Рождественский подарок». В помощь нуждающимся всем миром собрали больше 90 млн. рублей. Как говорят в региональном минтруда, «во время акции конкретную помощь получили почти 10 тысяч семей». Жующий ругаться не станет. Ну, хотя бы из соображений безопасности – чтобы не подавиться.

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Издание готово предоставить площадку для обсуждения поднятой темы всем заинтересованным сторонам

Фото: pixabay