Добровольно-принудительные обращения родителей к педагогам с просьбами «организовать для моего ребёнка изучение родного русского языка и литературного чтения на родном русском языке» (об этом 19.11.2018 в заметке «Покажи язык») нашли официальный отклик в региональном министерстве образования. В конце минувшей рабочей недели министр образования Павел Татаренко собрал журналистов и объявил, что с 1 января 2019 года в новгородских школах и гимназиях вводятся новые предметы – «Родная речь» и «Родная литература». Причём, по словам министра, «они будут обязательны с первого по одиннадцатый класс».

Видимо, сознавая нелепость нововведения, г-н Татаренко предпринял попытку выйти из неловкого положения. Предметы новые, но преподавать их будут «в рамках курсов русского языка и литературы, сокращая время на изучение основной программы». Министр с основным опытом работы в финансово-кредитных учреждениях, должно быть, не в курсе, что в начальной школе (1-4 классы) нет предмета «Родная литература». Следовательно, нет и утверждённой Министерством образования РФ учебной программы и количества часов преподавания.

Точно также не очень понятно, каково будет содержание курса «Родное чтение» для старшеклассников. Ведь, начиная с девятого класса, учащиеся, кроме чтения и анализа художественных произведений, читают и анализируют очерки русской литературы, исторические заметки и произведения (летописи).

Впрочем, на мякине министра не проведёшь. «У нас есть свои афоризмы, свои обычаи, – сказал он в защиту инновации. – Их важно сохранять и поддерживать в рамках учебного процесса». Да-да, есть такой афоризм у Вольтера: «История человечества есть история человеческой глупости». Жаль, не к нашему делу, потому что Вольтеру не повезло родиться французом: в «Родную речь» его не втиснешь…

Но отчего же распространяется по России такой ажиотаж и такие нелепости? Есть мнения, что всё дело в указе № 808 Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики», подписанном еще 24 декабря 2014 года. В части русского языка в указе, например, говорится о важности «повышения качества владения гражданами России русским языком; об использовании в общероссийском публичном пространстве и государственных средствах массовой информации эталонного русского литературного языка; о повышении качества обучения русскому языку в системе общего и профессионального образования независимо от места проживания человека» и т.д. Есть слова и о «создании условий для сохранения и развития всех языков народов Российской Федерации, для сохранения двуязычия граждан».

Как видим, эти безусловно верные установки ничем не грозят жителям Новгородской области и прочих центрально-европейских регионов. Но есть в указе опасный для чиновничества пункт (самый последний в самом последнем разделе): «Первые ощутимые результаты реализации государственной культурной политики могут быть получены в течение ближайших пяти лет». Вот и всполошились на верхних этажах нашего Образования, ведь пятилетка финиширует в 2019 году. А то как спросят, что сделано? Лучше перебдеть, чем недобдеть. и ввели в русскоязычных школах «Родную речь» для всех от мала велика. Выполнять эти указания, скорее всего, никто не будет, потому что и русский язык, и русскую литературу преподают повсеместно. Ну, посмеются над ретивостью бюрократов и забудут. А если спросят проверяющие, у нас всё сделано. Афоризмы сохраняем, обычаи поддерживаем!

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Издание готово предоставить площадку для обсуждения поднятой темы всем заинтересованным сторонам

Фото: pixabay

Покажи язык! В новгородских школах встали на защиту Конституции РФ
 
Родной и русский языки будут изучать в новгородских школах с 1 января