Тринадцать моряков погибли в штормовом Ильмене в далёком октябре 1952 года.

В Великом Новгороде немногие помнят о той трагедии, пожалуй, самой крупной в истории послевоенного Новгорода. При падении самолёта в Новгороде в 1975 году погибших было меньше – 11 человек.

Прошло 66 лет. Нашему изданию рассказали о том, что случилось 29 октября 1952 года люди, знавшие о трагедии со слов своих близких.

Капитан-директор Новгородского клуба юных моряков Николай Варухин:

Мне было 12 лет и я тогда сам занимался в военно-морском клубе. Пароходами бредил, бегал на берег. Ходил в рейсы со своим дядей, капитаном Алексеем Степановым, который войну прошёл на Дороге жизни, а потом был капитаном первого в Новгороде теплохода. Тогда полгорода было построено водниками и железнодорожниками. И когда 9 Мая водники открывали парад – с духовым оркестром, в парадной форме – как мы на них смотрели! Так вот, по заказу Советского Союза в Финляндии были построены пароходы-буксиры. И некоторые из них – «Омск», «Томск», «Чита», «Барнаул», «Кемерово», «Хабаровск», «Москва». Это было где-то в году пятьдесят первом – пятьдесят втором. Очень современные красивые пароходы. Водники их называли «беляки».

Тогда навигация длилась до самого льда. Возили, в основном, лес для Ленинграда. И вот пароход «Чудово», который взял в Заильменской сплавной конторе на Ловати гонку – огромный плот леса, они по километру бывали, попал в шторм и плот его опоясал. Радист подал сигнал SOS. И только что пришедшая из рейса «Чита» была отправлена на помощь.

По какой-то причине капитана Кудряшова в этот день заменил капитан другого судна – Савин.

Они загрузились углём на том месте, где сейчас стоит «Интурист», – рассказывает Николай Варухин, – и второпях забыли задраить крышки угольных ям. Это их и погубило. В районе Курицко в шторм пароход стал набирать воду через нос и затонул. Погибли все.

Некоторые подробности рассказал нам ответственный по каравану в новгородском порту, в прошлом – капитан быстроходных судов, капитан-инспектор Виктор Родионов:

Вместе с командой на борту были старший диспетчер Родичев и старший судоходный инспектор Кулаков. Ночью в шторм они решили встать на якорь. И вроде бы, допустили ошибку, встав на два якоря вместо одного: неподвижный корабль стало захлёстывать волной и из-за этих незадраенных угольных ям он и затонул. Мой отец тогда ходил спасать «Читу» на пассажирском судне «Коммунар», но никто не спасся с неё. Потом всю команду нашли в салоне, видимо, её там собрал Родичев, он будто бы так и стоял у двери. Повар погибла в кормовой каюте. Рулевой пытался добраться до берега на шлюпке, но, видимо, его выкинуло и нашли его замёрзшим рядом с этой шлюпкой. Капитана Савина нашли уже позже.

Николай Варухин слышал, что замёрзшими на берегу местные жители нашли двух матросов в спасательных кругах. Он говорит, что большинство погибших хоронили на следующий год, когда подняли «Читу». Виктор Родионов вспоминает, что подняли погибших вскоре после трагедии.

А «Чудово» вместе с лесом выкинуло на берег с такой силой, что он оказался далеко от воды. На нём все остались живы.

По традиции тех времён, газета «Новгородская правда» этой трагедии не уделила ни строчки – новгородцам сообщали об успехах и отдельных недостатках в сельском хозяйстве, о войне в Корее и о подготовке к 7 ноября, в преддверии которого совсем ни к месту произошла катастрофа.

Поэтому газета тех времён ничего не рассказывает и о похоронах, которые отпечатались в памяти наших собеседников-моряков. Гробы несли через весь город, а на реке выстроились пароходы и гудели, провожая.

Многие погибшие были из Поозерья, семерых человек там и похоронили, шестерых – на Петровском кладбище.

«Читу» подняли на следующий год, и позже пароход работал на Свири.

За могилой на Петровском последние несколько лет ухаживают сотрудники КЮМа. Бывают здесь и водники – могила прибрана, положены цветы.

Виктор Родионов вспоминает:

В шестьдесят пятом году мой отец снова ходил на выручку, когда несколько барж-самоходок, на одной из которых был и я, попали в шторм у Коростыни. Так одну самоходку под триста тонн выбросило на берег. Озеро у нас хотя и небольшое, но бурное. Он неглубокое и волна с песком – тяжёлая…