По школам Великого Новгорода пронёсся легкий бриз паники. Родителей первоклассников – в середине ноября – обязывают давать расписки (заявления) на предмет «организовать для моего ребёнка… изучение родного русского языка и литературного чтения на родном русском языке». При этом в отпечатанном типографским способом образце заявления указано, что основанием для такой процедуры является статья 14 федерального закона № 273 «Об образовании».

Как родился образчик бюрократического творчества, руководители школ вразумительно объяснить не могут, ссылаясь довольно безлико на региональное министерство и – по традиции – добавляя: «Я вам ничего не говорила». «А читали вы статью 14 закона?» – этот вопрос смущает педагогов. Оно и понятно: в существующей системе закон – это ближайший вышестоящий чиновник. И никак иначе!

Ведь уже пункт 1 статьи 14 указует: «В РФ гарантируется получение образования на государственном языке РФ, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования». А государственным языком в России является русский (ст.68.1 Конституции РФ).

Кажется, всё ясно. Нет, не всё.

В прошлом году (9 октября) было издано Письмо Министерства образования и науки РФ № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке». Что встревожило и побудило федеральных чиновников к такому сочинительству, никто сегодня не признаётся. Но, если судить по тексту, своим письмом № ТС-945/08 Минобразования РФ решило укрепить Конституцию, ибо в упомянутой статье 68 есть пункт 2: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком РФ». А пункт 3 «гарантирует всем её (России – Г.Р.) народам право на сохранение родного языка».

Чего же боле? Что я могу ещё сказать? Разве что кусочек из письма № ТС-945/08. Вот он, лакомый: «Применительно части 3 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик РФ в соответствии с законодательством республик РФ». В этом фрагменте уязвимо словосочетание, выделенное мною курсивом. Напиши авторы «на территориЯХ республиК Российской Федерации», и всё было бы прозрачно: это касается полиязычных территорий. Но они написали так, как написали. И уже прошлой осенью по России на исконно русскоязычных территориях начались бюрократические судороги: родителей первоклашек в школах, где 100% русскоязычных детей, заставляли подавать заявления «об обучении детей на родном русском». Ведь в письме Минобразования РФ было указано, что «граждане РФ имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов РФ, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей».

Теоретически граждане РФ, скажем, татары или якуты могут попросить, чтобы в школе, скажем, Марёва организовали для их ребёнка изучение родного татарского (якутского) языка. «В пределах возможностей». Откуда взять возможности, пусть думает министр Татаренко.

И он подумал, надо полагать. Теперь в русских семьях пишут заявления, фактически с просьбами не нарушать Конституцию РФ. А министр Татаренко тем временем отслеживает, как «во всех муниципальных районах области и в Великом Новгороде прошла апробация итогового собеседования по русскому языку для обучающихся 9 классов».

Как сообщает министерская пресс-служба, апробация уже «прошла в 29 школах, из них 4 в Великом Новгороде. В апробации приняли участие более 600 учеников 9 классов». Каждый должен был за 15 минут прочитать текст, пересказать, совершить «монологическое высказывание по одной из выбранных тем» и наконец поговорить с экзаменатором по-русски. Тем самым, экзаменаторы получат представление, получили «обучающиеся» к 9 классу представление, на каком языке велось преподавание. Если – нет, виноват будет педагог. Но это сейчас, а когда родители дали расписку ещё в первом классе, при неудачном собеседовании им скажут: «Вы сами просили, чтоб ваших детей на родном русском учили».

Абсурдность как заявления о родном русском, так и контрольного собеседования на русском в девятом (!) классе, очевидна. Да не для всех. Поэтому министр образования Новгородской области Павел Татаренко 9 ноября лично проверил готовность учеников (они же – обучающиеся) школы №37 Великого Новгород общаться с ним по-русски. И пришёл к выводу: «Школа полностью готова к проведению собеседования по русскому языку». Кроме того, г-н Татаренко выразил уверенность, что «все ребята Новгородской области получат зачёт на собеседовании», которое состоится 13 февраля 2019 года. А кто не получит, попытаются дополнительно 13 марта и 6 мая. Зря их, что ли, девять лет учат на родном и могучем!