Год назад (10.11.2017) губернатор Андрей Никитин публично заявил: «У нас чиновников на душу населения больше, чем в других регионах. Эту задачу мы решим на следующий год, мы сократим 270 ставок в областной администрации». Губернатор готовился уволить каждого четвёртого. Так и было? Подробности нам неизвестны…

Вскоре после столь громкого заявления постановлением № 454 Правительства Новгородской области была создана администрация губернатора. Для «правового, организационного, информационного, информационно-аналитического, документационного и финансового обеспечения деятельности» правительства и главы региона. Сегодня это самый многочисленный орган исполнительной власти в Новгородской области.

Губернаторская администрация включает в свою структуру 6 управлений, 5 отделов и 1 сектор, в которых работают (если посмотреть по сайту) 93 человека. Плюс руководитель администрации – первый заместитель губернатора Сергей Сорокин и 6 заместителей первого заместителя. Есть все основания полагать, что в действительности сотрудников в администрации много больше.

Например, в отделе секретариата на сайте значится только начальник. Неужели он один отвечает за документационное, протокольно-организационное, материально-техническое обеспечение деятельности губернатора и правительства? А ведь всё это традиционно находится в ведении подобных структур. В Тульской области, с которой год назад мы открыто брали пример в формировании схемы работы власти, в секретариате трудятся 11 человек (включая скромного, но незаменимого корректора).

А вот администрации губернатора там нет! Там рядовой (не первый, как у нас) вице-губернатор возглавляет аппарат правительства и главное управление госслужбы и кадров. Кроме того, в аппарат правительства входят министерство по информатизации, связи и вопросам открытого управления; управление по делопроизводству и работе с обращениями граждан и управление делами. Разумеется, аппарат правительства обеспечивает деятельность и губернатора, не притворяясь, что губернатор и глава правительства – это разные люди...

Или взять финансовый отдел новгородской губернаторской администрации. Там трудятся 8 человек. Ведь отдел отвечает за «ведение бюджетного учёта в правительстве» и за «формирование в установленном порядке бюджетной (финансовой) отчётности» и многое другое. Видимо, в помощь отделу оставили министерство финансов, которое согласно положению о нём следит за «выявлением и предотвращением нарушений бюджетного законодательства» и, конечно же, «составляет и представляет в Правительство Новгородской области бюджетную отчётность».

Есть в администрации и управление по внутренней политике (УВП). В нём – ровно дюжина сотрудников, чей статус не ниже главных консультанта или специалиста. А где младший персонал? В Реестре должностей государственной гражданской службы субъекта РФ категория специалистов состоит из трёх групп: главной, ведущей и старшей. Вышеназванные главные консультанты и специалисты относятся к третьей группе. Но обязательно должны быть и «обеспечивающие специалисты» (ведущие и 1-3 разрядов), отвечающие за рутинную работу. А у нас – одни начальники*…

*И не только в администрации губернатора. Взять ключевое министерство госуправления. Его деятельность «направлена на достижение следующих целей: - повышение эффективности государственной гражданской службы; повышение доступности государственных и муниципальных услуг; - реализация на территории области государственной политики в сфере организации проектной деятельности; - информационно-аналитическое обеспечение деятельности губернатора…» и т.д. Со всем этим госуправляются министр, первый его заместитель и заместитель.

Оно, может быть, и объяснимо: среди целей УВП на первом месте стоит «Развитие системы местного самоуправления в Новгородской области»**. Хотя в известном законе № 131 сказано, что «местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая… самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения» (ст.1.2). И кстати, «изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путём внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон» (ст. 4.2).

**Наверное, сочинители Положения коряво выразились про «развитие»: своих корректоров в УВП нет, и в отделе секретариата – только начальник. Но если вспомнить, как гладко «уходили» Ларису Паюк в Чудовском районе или как «приходили» Александра Розбаума в Старорусском, всё так и есть.

Впрочем, допускаю, что я необъективен в подходе. Давайте заглянем на https://adm.novreg.ru в раздел «Реализация полномочий в сфере оказания содействия развитию местного самоуправления», который ведёт управление по внутренней политике. В развитие МСУ в текущем году оно вмешалось дважды посредством «методической помощи» и семинара.

В мае УВП опубликовало брошюру «Лучшие практики государственно-частного партнёрства в социальной сфере». «Настоящее издание подготовлено Агентством стратегических инициатив совместно с Центром «Навигатор по исследованию развития ГЧП» и посвящено анализу лучших практик», говорится в аннотации. Нашим муниципалам брошюра, в частности, предлагает:

- проект реконструкции и эксплуатации банно-прачечного комплекса (сметная стоимость – 140 млн. рублей);

- проект строительства и оснащения отдельного корпуса Центра экстракорпоральной гемокоррекции и трансклинической фузиологии (350 млн. рублей);

- проект строительства ледового дворца спорта (2,02 млрд. рублей)…

Любой муниципалитет может брать проекты бесплатно. И строить – самостоятельно или вместе с частным партнёром (инвестором).

Вообще в АСИ брошюру готовили как «специальное издание к международному инвестиционному форуму «Сочи-2016», но там «издание» было, видимо, не востребовано. Теперь его предлагают районам Новгородской области. Так ведь и эти не хотят заниматься ни экстракорпоральной гемокоррекцией, ни спортом на искусственном льду!

Идём дальше. В июне УВП провело учебно-методический семинар по актуальным вопросам местного самоуправления. Обсуждали перечень сельских поселений, которые предполагается концептуально объединить, и участие населения в самоуправлении. Самостоятельное осуществление народом своей власти (ст. 1 ФЗ № 131) у нас ещё хромает. По вине народа. В территориальном самоуправлении в Новгородском районе участвуют, к примеру, всего 3,5% населения; в Старорусском – 5,5; в Валдайском – 7,2; в Боровичском – 9,8% и т.д. Что происходит после семинара?

Пока неизвестно, но «мы ждём с томленьем упованья минуты вольности святой». И, допустим, 21 декабря (в день рождения Администрации губернатора Новгородской области) узнаем не только о том, как мощно откликнулось население на призывы самоуправляться (вплоть до строительства ледовых дворцов), но и стало ли «информирование населения о ходе экономических, социальных, культурных преобразований» ещё всестороннее и объективнее (управление информационной политики администрации губернатора); стали условия «для перехода на цифровую модель и инновационное развитие экономики» благоприятнее (управление по развитию цифровой экономики); стали «лица, замещающие государственные должности» ещё нетерпимее к «коррупционному поведению» (отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений)? Мне кажется, на большинство вопросов поступят бодрящие ответы. Или не будет никаких: «Почему мы должны перед кем-то отчитываться?».

PS. Сократить 270 человек в Доме на площади – это вам не язык через дверь показать. Но есть информация, что массовости не было. Просто персонал, «который выполняет монотонные технические обязанности», потерял статус госслужащих. И в большинстве своём остался на рабочих местах.

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Издание готово предоставить площадку для обсуждения поднятой темы всем заинтересованным сторонам

Фото: pixabay