На днях губернатор Андрей Никитин, совершая рабочую поездку в Маловишерский район, мимоходом научил руководителей ООО «Хасслахерлес», ООО «ИКЕА Индастри Новгород» и ООО «ЮПМ-Кюммене Чудово»*, как нужно правильно вести заготовку древесины на территории области.

*Эти три предприятия входят в пятерку крупнейших экспортёров Новгородской области по итогам 2017 года.

Одному предприятию нужна хвоя, другим – осина и берёза, – напомнил бизнесменам для начала глава региона, узнав, что на иных участках эти деревья растут вперемешку (смешанный лес). – Если заключить соглашение, появится возможность полностью использовать лесной ресурс.

Попросту говоря, если «Хасслахерлес» нуждается только в лиственной древесине, будет пилить березу и осину для себя, а ель – для партнеров. И наоборот.

Но на месте всех лесозаготовок сажать нужно только хвойные породы деревьев, предупредил г-н Никитин. «На выходе должен появляться лес, который был на Новгородчине исторически», – добавил он.

Хотя, есть мнение, что причиной тому не историческая память губернатора, а традиционная нехватка хвойного сырья. Новгородская область почти на две трети (64%) занята лесами. Больше, конечно, лиственных, но и хвойных достаточно. Только освоение хвойных ежегодно составляет чуть более 50%, а лиственных – около 33%. Лиственные породы менее востребованы (считается, это низкосортная древесина), а вот хвойного пиловочника лесопереработчики завозят около 1 млн кубометров в год из других регионов.

Новаторское предложение губернатора Никитина бизнесмены из лесной отрасли встретили вежливым молчанием. Да и что тут скажешь? Такого никто не предлагал. Тем более, что из трех потенциальных партнёров, которых наметил к сотрудничеству г-н Никитин, только «Хасслахерлес» занимается лесозаготовками самостоятельно, двое других имеют субподрядчиков, но не только! У «ИКЕА Индастри» и «ЮПМ-Кюммене», производящих фанеру, есть потребность и в березе. Им-то как быть, чтобы не обидеть губернатора отказом?

В июне прошлого года на площадке «ИКЕА Индастри» проходило большое совещание лесопромышленников с участием федеральных чиновников (в частности, начальника департамента лесного хозяйства по СЗФО Федерального агентства лесного хозяйства РФ Алексея Эглита). Обсуждались те же самые проблемы (даже в более широком диапазоне). Было высказано предложение: если лесозаготовитель не имеет замечаний от арендодателя, передавать ему следующую делянку без конкурса. Оно было встречено специалистами буквально на «ура». И даже дополнительное условие-предложение об уходе лесопильных предприятий от моноспециализации (только берёза или только ель) не остудило энтузиазм заинтересованных. «Мы от Новгородской области давненько не инициировали ни одного проекта, – потирал руки Алексей Эглит. – Что ж, будем теперь заниматься, пойдём в Минпромторг».

Время остудило порыв. Про инициативу забыли. Теперь вот у Андрея Никитина появилась новая. Не дерзновенные ли школьники, к коим Андрей Сергеевич частенько обращается за советами, его надоумили?

Кстати, «Хасслахерлес», а точнее головное предприятие компании Hasslacher Norica Timber в следующем году начинает активную фазу расширения деревообрабатывающее производства в Новгородской области. Вложив 1,5 млрд рублей в течение 2019-2020 годов, австрийцы намерены наладить выпуск клееного бруса и вдвое увеличить потребление пиловочника (с 200 тыс. до 400 тыс. куб. м в год). Наверное, раздельная заготовка сырья («То берёзка, то рябина, куст ракиты над рекой…») не отвлечёт их от этого проекта. Если, конечно, губернатор не будет настаивать на восстановлении в наших лесах исторической справедливости именно через комплексную кооперацию компаний.

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Издание готово предоставить площадку для обсуждения поднятой темы всем заинтересованным сторонам

Фото: pixabay