Исполнилось 20 лет с того момента, как грянул августовский кризис 1998 года.

Новгород в связи с кризисом вспоминают обычно благодаря фразе президента Бориса Ельцина, сказанной журналистам на аэродроме в Кречевицах 14 августа 1998 года: «Девальвации не будет. Это я заявляю чётко и твёрдо».

17 августа правительство Сергея Кириенко объявило дефолт: отказ платить по государственным краткосрочным обязательствам (ГКО). Вслед за этим произошёл обвал рубля, к концу года доллар стоил 21 рубль против 6 рублей – до дефолта.

Среди обанкротившихся банков оказался и «Менатеп» Михаила Ходорковского.

В 1987 году комсомольский функционер Михаил Ходорковский стал одним из создателей Фонда молодёжной инициативы «Межотраслевые научно-технические программы»  (МЕНАТЕП). В 1990 году появился один из первых в СССР коммерческих банков под названием «Менатеп». В девяностые годы банк активно участвовал в приватизации. А в конце 1995 года на залоговом аукционе приобрёл нефтяную компанию «ЮКОС».

Августовский кризис 1998 года пробил брешь в бюджете «Менатепа» и вскоре тот прекратил существование. Его собственники и руководители стали руководителями «ЮКОСа».

Вообще же после 1 января 1999 года из практически мёртвого «Менатепа» было выведено более 355 миллионов рублей (порядка 14 миллионов долларов), которые осели в различных фирмах – «карманах» господина Ходорковского, – в интернете можно встретить ссылку на такое утверждение газеты «Версия».

8 мая 1999 года Центральный банк отозвал лицензию банка. Его помещения были закрыты. И вскоре документы «Менатепа» повезли … в Новгород. Тогда ещё не «Великий», до указа президента Ельцина оставалось меньше месяца.

Тогда, в 1999 году, директор Государственного архива новейшей политической истории Новгородской области Владимир Цалпан (в прошлом – секретарь новгородского обкома КПСС) рассказал газете «Коммерсант»:

Примерно месяц назад к нам обратились представители банка «Менатеп» и пожелали воспользоваться нашими услугами. Они хотели разместить у нас документы в количестве 20 тысяч дел сроком на год. Наш архив построен относительно недавно, поэтому такой объём нам по силам. К нам приезжала заместитель председателя правления МЕНАТЕПа Людмила Сухопарова, с которой мы в итоге и подписали договор. Банк заплатил нам деньги за год вперед, всего 100 тысяч рублей. Договор между архивом и банком был заключен 14 мая.

Журналист «Коммерсанта» Глеб Пьяных тогда писал, что первый «Камаз» с 335 коробками документов ушёл в Новгород 17 мая, второй с 605 коробками – 20 мая. Прибыли они благополучно.

А вот во время третьей поездки 24 мая «Камаз» с 607 коробками свалился с моста в реку Дубна в Московской области. Оба человека, находившихся в машине, спаслись. А вот значительная часть бумаг, судя по всему, погибла в воде.

Журналист отмечал:

Ведь в истории с вывозом документов много странностей. Например, договор на перевозку документов был заключен 29 апреля – на две недели раньше, чем договор между банком и архивом о самом хранении… Однако больше всего вопросов вызывает опись утонувших документов... Она очень неконкретна… Неконкретность формулировок позволяет строить любые предположения о том, информация о каких сделках находится в затонувших коробках и может оказаться утраченной навсегда. Возможно, это операции по счетам руководства банка или информация о сделках, связанных с залоговыми аукционами. Или кредитные истории, о которых в «Менатепе» хотели бы забыть.

Была ли та давняя авария случайностью или всё же нет – неизвестно.

Августовский кризис серьёзно изменил Россию. Вслед за изменениями в экономике начал меняться и политический режим. Судьбы представителей «Менатепа» сложились по разному.

Михаил Ходорковский, председатель правления банка, в 2003 году арестован по «делу ЮКОСа». В 2005 году приговорён к 8 годам колонии. В 2010 году срок увеличен до 14 лет. В конце 2013 года помилован президентом и спешно переправлен за рубеж. Проживает за границей, финансирует фонд «Открытая Россия» и, возможно, сайт «Медуза»*.

Платон Лебедев, президент банка «Менатеп» в 1991-1995 годах. Дважды был осуждён вместе с Ходорковским. Вышел на свободу в 2014 году.

Леонид Невзлин, президент «Менатепа», вице-президент «ЮКОСа» в 2003 году эмигрировал в Израиль. Российские власти обвиняют его в организации убийств.

Алексей Пичугин, сотрудник службы безопасности «Менатепа», а затем «ЮКОСа». В 2007 году по обвинению в организации убийств и покушений приговорён к пожизненному заключению.

Владислав Сурков, работал в «Менатепе» до 1997 года, отвечал за рекламу. Стал замглавы администрации, помощником президента, «серым кардиналом» российской внутренней политики.

А журналист Глеб Пьяных стал ведущим программы «Максимум» на НТВ: «Скандалы, интриги, расследования».

 

Но ведь 940 коробок с документами всё-таки прибыли в Новгород. Мы обратились в ГАНИНО, чтобы узнать об их дальнейшей судьбе. Нам ответили, что договор, заключённый с «Менатепом» в 1999 году, разглашения этой информации не предполагает.

Бывшие работники архива рассказали нам, что срок хранения этих бумаг истёк несколько лет назад, и они, скорее всего, сданы в макулатуру.

Одна из них рассказала:

Тогда, в 1999 году, обработка этих документов была «халтурой», которую нам устроил покойный Цалпан. Я на деньги от неё купила стиральную машину – она работает до сих пор.

* СМИ включено Минюстом России в список иностранных агентов

Фото Максима Озерцова и с сайта pixabay.com