3 августа администрация Великого Новгорода опубликовала Основные показатели социально-экономического развития муниципалитета за январь-июнь. Невесть какое событие для широкой общественности, но событие. Во всяком случае, как журналист должен сказать, что такой полной и подробной картины событий лично я не ждал и не видел со стороны мэрии.

Дойти до сути

Но дело, конечно, не во мне и не в моём мнении, а в том более всего, что таблицы (составители выбрали этот лаконичнейший жанр) делали профессионалы экономисты, а не пропагандисты. Может быть, не хватает комментария, допустим, мэра. А может, так было задумано, чтобы комментаторами становились те, кто с этим отчётом знакомится. А знакомятся разные…

Например, один из напористых порталов, отличающийся от прочих абсолютным отсутствием комплексов, выдал заметку под красноречивым заголовком «Среди всех жителей Великого Новгорода только 30% работяг». И разъяснил в первых строках: «…в областном центре чуть более 68 тысяч горожан работают в средних и крупных компаниях. Это примерно 30% от всего население города». Всё вроде бы правильно. Кроме того, что существует общемировая практика подсчёта экономически занятого населения (ЭЗН или рабочей силы). Согласно методологии ООН, в данную категорию включают предпринимателей, наёмных работников и лиц, которые не имеют (!) в установленный момент работы, но желают её получить.

Понятно, что 68 332 работника крупных и средних предприятий города – это не всё ЭЗН. Как и то, что 1114 новгородцев, зарегистрированных на бирже труда, – это не все наши безработные. Каков же действительный потенциал рабочей силы в областном центре? Высчитать очень просто. Если 1114 безработных – это 0,9% ЭЗН, то всего трудящихся в Новгороде сегодня 123 778 человек. Более половины населения города.

Причём, эта пропорция (50 на 50) действует давно и стабильно. Скажем, по данным выборочного обследования Новгородстат, на конец июня численность рабочей силы в регионе была 307,2 тыс. человек (50,4% от общей численности населения). В Новгороде ситуация даже получше: 123 778 человек – это 55,5% населения.

Трудности перевода

Другой вопрос: имеется ли столько в облцентре рабочих мест? Вот для сокрытия ответа и существует показатель «официальная безработица», которая в Новгороде (о, чудо!) сократилась в отчётный период на 7,8% к периоду предыдущему. Хотя только по крупным и средним предприятиям численность работников снизилась на 2% (или на 1395 человек). А кроме того, Межрайонная ИФНС России № 9 по Новгородской области сообщила 4 августа, что «с начала текущего года Единым центром регистрации исключено из ЕГРЮЛ 888 юридических лиц», фактически прекративших деятельность. Наверняка среди исключённых есть юрлица и из региональной столицы.

Мне невдомёк, почему тот же Новгородстат показывает, что в настоящее время из 307,2 тыс. потенциальных работников ищут работу 13,8 тыс. человек (4,5%), а «уровень зарегистрированной безработицы на 1 июля 2018 года составил 0,9%»? Ведь 4,5% искателей работы статистика тоже зарегистрировала… Неужели только потому что 0,9 красивее, чем 4,5?

Тогда нужно сразу в кино. Вроде того, что нам показали про нас же в субботу, 4 августа, по «Россия 24». Специальный репортаж столичного журналиста Антона Борисова, юноши бледного со взором горящим, сделан был, видимо, для рубрики…

В гостях у сказки

Это следует из эмоциональных месседжей репортёра: «Область богата полезными ископаемыми — торф, уголь, марганец, радоновые источники, в планах добывать нефть и даже алмазы. Но для этого нужны специалисты». Да кто ж поедет сюда нефть качать да алмазы копать! Все знают, какие это невыгодные занятия… Или: «Улучшить качество жизни, сделать что-то полезное, не думая только интересами кошелька, – это то, что нужно ради шага вперёд».

Журналисту, который с восторгом узнаёт, что цыплята появляются из яиц через 17 суток после того, как яйца поместили в инкубатор, всё понятно: что-то полезное нужно, чтобы сделать шаг вперёд. Штампы сменяются клише, клише теснят очередные штампы («Берестяные грамоты выходят в Интернет!»).

Не отстаёт от собеседника и наш губернатор. О туризме: «Очень важно, чтобы туризм развивался, об этой красоте уметь рассказать... Мы ставим указатели на дорогах, чего раньше тоже не было». О дорогах: «Я когда пришёл, у нас только 28% региональных дорог было в нормативном состоянии. В этом году, думаю, мы перевалим за 40%... ».

Позвольте, товарищ, у меня все ходы записаны! Давеча вы говорили, что за прошлый год 10% дорог отремонтировали, а теперь за те же деньги – 3%?! Не пойдёт такая арифметика! Андрей Сергеевич, вы себе срок дали – три года и все дороги опорной сети будут в порядке…

Тпр-р-р-у, автор! Ишь, разошёлся… Спецрепортаж и в YouTube посмотрим. Что о нём пишут-говорят? Пишут:

- Живу в Новгороде, дороги - хлам, работы нет, зарплата 15-20 тысяч, все бывшие предприятия радиоэлектронной промышленности превращены в "большие ларьки" - торговые центры. Молодёжь уезжает в Петербург и Москву. А вам тут сказки рассказывают, Россия 24 в своём репертуаре...

- Хороший сюжет, хорошие виды, позитив от возрождение производства. Но мерзкое кривлянье журналиста и посыл - ваня давай бабло мойше, что бы ездить по своей земле — печалька.

- Область в ж... З\п 15-20т.р., коммуналка 5-6т.р., работы нет, ВООБЩЕ. Цены в магазинах выше масквабадских. Дорог в области нет, да и в самом Новгороде не сильно лучше…

Вот так у нас совпали два события полугодовой отчёт из Великого Новгорода и репортаж из «России 24». Может, я где-то перегнул. Тогда читайте, смотрите – Интернет еще не закрыли…

Изображение: кадр из спецрепортажа А. Борисова

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Издание готово предоставить площадку для обсуждения поднятой темы всем заинтересованным сторонам