Настоящий взрыв эмоций вызвал в соцсети новгородец Станислав Тихонов, рассказавший, что ему не дают поставить качели во дворе.

В своём посте Станислав сообщал, что часть жителей дома 6/5 по Новолучанской хочет за свой счёт обустроить небольшую детскую площадку во дворе. Но столкнулась с противодействием других жильцов и совета дома. Мол, те боятся шума в случае появления детской площадки.

Публика, в основном, выражала возмущение совету дома. Были в сети и такие «конструктивные» предложения: «Я бы залил монтажной пеной дверь [старшей по дому] и начал бы её регулярно кошмарить, через месяц-другой инфаркт бы поменял старшую по дому». Гы-гы. А кто-то предлагал в отместку триммером постричь все «бабкины клумбы».

Некоторые удивились: та самая старшая по дому – известный в городе преподаватель музыки.

Соцсети есть соцсети. Если бы какая-нибудь старшая по другому дому написала бы пост о том, как днём и ночью шумят на детской площадке, а в доме проживают два ветерана труда, ну а в прошлом жил и фронтовик, то пользователи негодовали бы в адрес молодёжи и жалели бы наших стариков. А кто-то смелый в интернете обещал бы приехать с болгаркой и снести качели к чёртовой матери.

С одной стороны

...Двор на Новолучанской небольшой. Плюс немалую часть занимает электрическая подстанция. Есть здесь полуразвалившаяся песочница и это всё, что есть для детей.

Пожилая женщина, выгуливавшая собаку во дворе, на вопрос о качелях сразу реагирует гневно:

А зачем это нужно? Всё будет в мусоре. А те, кто требует, они-то во дворе никогда не убирают.

К разговору подключается девушка:

Да, посмотрите вот на эти бетонные блоки, которые у нас есть для детей!

И они начинают спорить. Подходят старшая по дому Галина Базанова, а также Вера Бочкова, Валентина Безрук, и мы беседуем.

Вы категорически против качелей в вашем дворе?

Нет, но тот жилец, который поднял шум, он начал с конца. Ведь шаги все прописаны. Сначала должно было общее собрание высказаться за качели, потом межевание надо сделать, проект благоустройства, согласования все. А он просто стал требовать площадку и вот именно на этом пятачке, чтобы ему удобно было за ребёнком наблюдать из окна. В прошлом году мы запрашивали энергетиков: можно ли разместить здесь детскую площадку. Они ответили, что нельзя, там проходят кабели.

В общем-то, лет десять назад качели на том самом спорном месте стояли. Потом их убрали. Мол, хотя энергетики и не требовали сноса, но предупреждали: никакая площадка здесь официально невозможна:

Нам очень не везёт с этой подстанцией.

Но главным поводом для того, чтобы убрать качели, видимо, стали ночные посетители:

Раньше орали дурниной под окнами. По утрам – банки из под пива, шприцы…

Однако, совет дома предлагает альтернативы. Галина Базанова говорит:

Некоторые из соседнего двора тоже поддерживают эту площадку. И их старшая предложила отдать под неё бельевую, которая относится к их территории. Там и для белья хватит места, и можно поставить качели.

Есть и другой вариант: бесхозная асфальтированная площадка справа от подстанции, которую сейчас занимают машины. Тихонову и поддерживающим его хотят предложить здесь и благоустроить детскую площадку. И вспоминают:

У нас здесь три-пять женщин благоустройством занимаются. В том числе, Галина Владимировна. Молодых нет.

С другой стороны

Противоречия между жильцам накопились уже давно. Здесь и какое-то голосование по вопросу о переводе квартиры под офис, и спор о выделении кладовой в подвале, и жалобы на коляску на лестнице, и желание некоторых оградить въезд во двор…

Станислав Тихонов уверен: качели и карусель поставить можно. Он даже считает, что прошлогоднее обращение от совета дома к энергетикам было заведомо провальным: никто на предложенном месте площадку не согласовал бы. А вот они с соратниками выяснили, что есть буквально здесь же территория, свободная от сетей. И получили бумагу: вот здесь можно поставить качели, а здесь карусели: «Они будут маленькие, как в парке у «Ильменя». Взрослый на них при желании не усядется. Так что аргумент про наркоманов и пьяниц он отчасти надуман, отчасти навеян прошлым опытом».

У меня трое детей, – продолжает Станислав. – Один с особенностями. Я не могу его так просто отпустить в парк. У соседа – четверо. У песочницы детям скучно. Они играют где-то у машин. А качели станут центром притяжения для всех. Все дети здесь будут общаться, подружатся.

А вот предложения по поводу бельевой и асфальтовой площадки он считает нереальными. Например, в здешних домах маленькие балконы, многие сушат бельё на улице. Сразу найдутся недовольные, если её захотят забрать. Есть территория, где можно поставить качели-карусели – чего же ещё? Когда-то они тут и были, старожилы помнят.

А на вопрос про общее собрание отвечает:

У нас здесь отчасти феодальная ситуация, когда если собрание созывает не совет дома, а кто-то из жильцов, то ему начинают ставить палки в колёса. Людей уговаривают не ходить. Если бы мы не прибегли к огласке, мы бы ничего не добились. А сейчас нам предложили помощь, например, юристы, работающие в сфере ЖКХ. Теперь мы точно будем проводить общее собрание и добиваться своего.

Сейчас, по его словам, около половины голосующих «квадратных метров» не против качелей.

Ещё одна жительница дома Александра Вихрова говорит:

Мы ведь не хотим каких-то особых привилегий для себя. Я думала: те же бабушки будут сидеть на скамейке, их можно будет попросить поглядеть за ребёнком и сбегать в магазин… А вывернулось всё вот как…

...Менялась жизнь в наших дворах. Когда-то квартиры получали товарищи по одному заводскому цеху и не было проблемы обратиться за помощью и получить её. Потом всё больше стало кругом людей незнакомых. Всё чаще орали в тёмном дворе благим матом и людям униженно приходилось раз за разом набирать милицию. Скамейки даром стали никому не нужны, а вот заборы оказались благом. Снова поменялись времена. Молодость требует места для детских игр и смеётся над чужими страхами: «Не бойтесь, не придут к вам наркоманы». Опыт грустно улыбается и негромко говорит: «Придут»…

Жители дома на Новолучанской, 6/5 друг другу соседи. А соседи – это совсем не значит: враги. Если будет больше понимания друг друга с обеих сторон, то и так нужные многим качели здесь появятся. И никому мешать не будут (если порядок на детской площадке будет обеспечен). Юристы, как мы слышали, уже пообещали помощь одной из сторон.

А может, здесь пригодилась бы помощь медиаторов – тех, кто помогает преодолевать противоречия.

Константин Демидов, юрист, депутат думы Великого Новгорода:

Этот вопрос не решают обращения к губернатору или президенту. Этот вопрос должно решать общее собрание жителей. И то, что одна часть обратилась в соцсети за поддержкой, может повлиять не лучшим образом – другие тоже пойдут на принцип. И я не уверен, что даже суд сможет в этом споре поставить точку. Это случай, когда жители должны вместе прийти к решению, устраивающему большинство.

Фото автора