Похоже, что создание молочного кластера становится историей.

30 января в правительстве Новгородской области на совещании по вопросам реализации декабрьского (2017) послания губернатора обсуждали вопросы развития нескольких отраслей. Первый блок был посвящён сельскому хозяйству.

«Наша работа должна быть направлена на развитие молочной отрасли, малых форм хозяйствования через кооперацию, переработку продукции», – задал вектор Андрей Никитин. Было отмечено, сообщила пресс-служба правительства, что «в планах на этот год ввести в эксплуатацию молочный комплекс на 400 голов дойного стада в Крестецком районе, три цеха по переработке молока общей мощностью 18 т в сутки. В Демянском районе должно начаться строительство молочного комплекса на 400 голов. В стадии проработки находятся пять молочных проектов».

При этом министр сельского хозяйства Елена Покровская бодро возвестила, что наблюдается устойчивый рост производства молока в крестьянских хозяйствах. С 2008 года объём увеличился в 2,8 раза, а вклад крестьян в общий объём производства молока с 2,6% до 10,6% в 2017 году.

Это, так сказать, фрагмент панорамы. Министр не сказала, что в 2017 году производство молока в целом по региону по сравнению с 2016 годом снизилось на 5%. Не могла она знать и статистику текущего года: в январе-феврале будет произведено молока, кроме сырого, 2018,3 т, что составит 63,1% от соответствующего периода 2017 года. А всего (вместе с сырым) – 8900 т (92,1%).

Хочу сделать небольшую ремарку. В 2012-2016 гг. доля товарного молока в общем объёме молочного производства составляла порядка 70%. Это неплохой показатель. По итогам 2017 года нам такую статистику не показали, просто в информационном буклете правительства региона «Итоги социально-экономического развития Новгородской области» отметили, что произведено 75 900 т молока (на 4000 т меньше, чем годом ранее, хотя вице-губернатор Тимофей Гусев обещал сократить дефицит молока на 20%). Что касается доли товарного молока сейчас, то в январе-феврале, как видим, она упала до катастрофических 25%.

Брошенный новым губернатором на АПК Тимофей Гусев, напомню, связывал сокращение дефицита со строительством молочных ферм в Чудовском и Крестецком районах. Они (плюс ферма холдинга «Адепт») должны были уже в 2017 году стать фундаментом нашего молочного кластера. И что?

С августа прошлого года нам говорят, что завершается строительство молочно-товарной фермы на 800 голов в Успенском поселении (Чудовский район), начавшееся ещё в 2015 году. Крестецкая ферма перекочевала в пусковые объекты этого года. Ферма «Адепта» на 2400 голов – тоже в перспективе.

Если зайти на сайт нашего минсельхоза, то на карте инвестиционных проектов АПК мы увидим, что строительство и модернизация молочных ферм планируются почти в каждом (кроме Крестецкого?!) районе. Но это всего лишь весёлая картинка. На деле – статистика, не внушающая никакого оптимизма. Например, в прошлом году поголовье коров сократилось на 7,3% – с 18 300 до 16 900.

В октябре 2010 года администрация региона утвердила целевую программу развития молочного скотоводства в Новгородской области на 2011-2012 годы. Отступать было некуда: поголовье коров упало до 17 400, валовое производство молока – до 66 700 т.

К концу работы по программе (на 1 января 2013 года) областное стадо составляло 21 500 голов, валовое производство – 97 800 т. Через пять лет мы всё это растеряли. Причём, кардинальный рывок (нырок) пришёлся именно на 2017 год, когда начались пафосные разговоры о молочном кластере.

Но читаем мы на сайте министерства сельского хозяйства региона: «Молочное скотоводство сегодня остаётся одной из ведущих подотраслей животноводства… В 2017 году принят областной закон «О молочном животноводстве»… Планируется развивать инженерную инфраструктуру… Ведётся работа по строительству и реконструкции… Главными направлениями дальнейшего развития молочного скотоводства являются…». Нам есть что спеть, представ перед всевышним. Нам есть чем оправдаться перед ним!

Фото: pixabay