Именно эта фраза, пришедшая из сленга гопоты 90-х, приходит на ум, когда в СМИ и соц. сетях встречается тема о записи первоклассников в школы города. Вроде бы прошло «разделение» города на районы («Техас», «Аризона» и т.п.), где все принадлежало только «местным» и вход для «неместных» был смертельно опасен – как вдруг это вернулось. Снова факт проживания «на районе» даёт исключительное право на пользование местными благами.

1 февраля прошла успешная процедура подачи заявлений в первые классы для учеников, которые в сентябре 2018 года пойдут в школы. Подавляющее большинство подали их в электронном виде через портал госууслуг, несмотря на то, что особо ретивые родители организовывали многодневное стояние в очередях, дежурства и даже некоторые попытки самостоятельной регуляции правил подачи заявлений. Это было лишним. Также, подавляющее большинство успешно поступили в те учебные заведения, куда первоначально и планировали. Ажиотаж был лишь у новых школ, которые построены по новым нормам, хорошо оборудованы и подразумевают более высокий (по мнению родителей) уровень образования. И это не «трагедия». Все хотят для своих детей «лучшее» и поэтому возникает «конкуренция» за «лучшие школы», где кто-то выигрывает, а кто-то нет.

К сожалению, в СМИ и из уст некоторых новгородских политиков мы услышали другие оценки ситуации. Систему оценили как «полный провал». Появились предположения о том, что на поступление в муниципальное учебное заведение надо еще жёстче «привязать» к прилегающим домам, что бы гарантировать попадание в «школу во дворе», хотя ещё осенью, на аналогичный вопрос большинство горожан проголосовало за более широкие «квадраты охвата». Что же произошло, что за полгода «глас народа» так изменился?

Все школы разные: разное оснащение, педагогический состав, обучающие программы. Нынешняя система, даёт родителям возможность хоть как-то, в пределах «большого квадрата» выбирать для своих чад лучшее заведение, а не довольствоваться «тем что есть». В перспективе, данное положение может привести к тому, что наличие «конкурса» в одну школу и его отсутствие у соседней, будет гораздо ярким показателем эффективности работы школьной администрации, чем тысячи бумажек, комиссий, отчётов и рейтингов, что сейчас массово генерируются системой образования с целью самооценки. Отказ от неё приведёт к тому, что директор школы всегда будет гарантированно обеспечен школьниками, не будет мотивации в создании конкуренции за ученика, его родителей. Будет достаточно «грамотной работы с системой образования». Надо ли это большинству новгородцев? Осенью люди проголосовали за «право выбора». В феврале, некоторые жители домов, которые удачно соседствуют с «престижными» школами решили, что данная система ущемляет их права.

Что же, не всем из горожан так повезло. А имеют ли их дети право на такой же уровень образования, как и жители некоторых новостроек?

Школы строятся за счёт бюджета, являются муниципальным имуществом на которое жители города имеют равные права. Мобильность населения растёт. Плотно застраиваются и заселяются горожанами окрестности города. Все эти факторы никак не согласовываются с предлагаемой политикой более плотной «привязке к земле» первоклассников. Так может быть не стоит их отвергать, ради «некоторого удобства» «удачливых»?

Мы живём в век реформ. Мало кто будет спорить, что нынешняя система школьного образования устарела. Да, учебный процесс сейчас модернизируется, но организационный подход у нас ещё времён СССР. Сейчас идут первые попытки, что-то изменить, и ни в коем случае нельзя отступать. По сравнению с прошлым годом система записи в первый класс отработала гораздо лучше, хотя к технической реализации есть ещё огромная масса вопросов. Введение «больших квадратов» – тоже плюс, который, как написано выше, даёт право выбора родителям и вводит реальную конкуренцию между школами и реальную их оценку. Все это приводит к общему повышению уровня образования, а не его «застою» в ожидании «пинка сверху». Разве это не общий интерес?
Очень часто из уст чиновников мы слышим фразы о том, что «все ученики обеспечены в городе учебными местами». Для них, это достаточный отчёт, что в данном вопросе у нас проблем нет. Но, почему-то, в аналогичном вопросе про строительство нового ТЦ, мы не слышим слов, что уже итак количество стеллажей и касс на душу населения в городе достаточно. Мы уже не измеряем эту потребность в количественных показателях, а давно перешли к качественным. И избыточное предложение в городе никого не пугает, так как создаёт гарантированное в каждом районе. Не пора ли так же относиться и к образованию? Предложение на рынке образовательных услуг должно быть так же избыточным, чтобы реально повышать конкуренцию. Уже построены две новые школы за счёт федерального бюджета. Но как видим, наши граждане недовольны, они не считают, что это решает их потребности на школьные места. Вряд ли федеральный бюджет будет продолжать нас радовать такими подарками, но, быть может, это шанс для того, чтобы коммерческие структуры наконец-то пришли в эту сферу? Да, это не будет «общедоступным вариантом», но освободит места в государственных учреждениях. Может быть стоит изучить вопрос, почему частный бизнес у нас не открывает школы, в то время, как в других городах такие примеры есть? Какие проблемы, сложности существуют на этом пути? Раз данный вопрос у нас столь актуален и другого решения нет, то открытие подобных заведений должно быть такой же важной задачей госорганов, как и идущее сейчас строительство школ.

Надо искать, а за тем «за ручку» ходить с потенциальным инвестором, смотреть все сложности, которые возникают у него на пути и, в ежедневном режиме, «расчищать ему дорогу». Это важные интересы города.

Уже сейчас новгородское образование сильно отстаёт от соседей. Его уровень – это один из важнейших факторов престижности города, которое задаёт желание в нём оставаться, жить, приезжать, воспитывать детей. Сейчас мы эту битву проигрываем. Часто, мы оправдываем себя тем, что «соответствуем каким-то стандартам», в то время как стандарты стремительно меняются. Нужен смелый новый взгляд. Нужна смелость и сила предложить горожанам новый подход и отношение к средней (и не только) школе. Убедить их в правильности и заставить принять. Как и всё новое – будет неприятие, противодействие, так как «зона комфорта», традиции и привычки создают сильную инертность. Но без реформы сознания, к сожалению, никак. Иначе мы так и не выберемся из 90-х, где мы, по многих параметрам, до сих пор и находимся.