Молодые мамочки называют первые пройденные их малышом 12 месяцев жизни «годовасием». Ребёнок делает первые шаги - это и первые успехи, и первые падения. Все те, кто внутри семьи этого малыша, радуются каждому моменту, и каждое движение считают достижением. При этом же остальное окружение, как правило, снисходительно улыбается, а то и вовсе спросит: он у вас ещё не читает? К чему это мы. Сегодня год правления областью (мы отсчитываем всё же с официального упоминания, а не появления в регионе) отметит Андрей Никитин. Время подвести первые итоги. Но не с позиции плохой/хороший, а с высоты свершённых дел.

«ВНовгороде.ру» попросило видных деятелей политики, бизнеса, культуры прокомментировать это событие. Однако откликнулись далеко не все, к нашему удивлению, и рассказать о том, что же хорошего было сделано в регионе, а также упомянуть о том, что бы стоило сделать в 2018 году, отважились не многие. Не берёмся судить, но возможно просьба назвать шаги руководителя, которые уже изменили регион к лучшему, и вовсе поставили некоторых опрашиваемых нами людей в тупик. Ну что ж, представляем вашему вниманию мнения тех, кто не постеснялся и взял в руки микрофон, чтобы в конструктивном и мирном русле обсудить происходящее на любимой малой Родине.

Сергей Брутман, главный редактор «Новой Новгородской газеты»: 

С моей точки зрения, Андрей Никитин до сих пор не стал политиком. Он технократ от управления. Сергей Митин тоже был технократом, но другого типа – там был инженерный технократизм. Во время встречи с редакторами новый губернатор как-то сказал о «патерналистских устремлениях населения». Но значит, таким настроениям населения либо нужно соответствовать, либо ему надо предлагать какую-то свою повестку. А этого, по-моему, нет. Попытки общаться с народом оказались декоративными, как клуб «Гардарика», который зачем-то учредили и тут же о нём забыли. Мне кажется, что губернатор ограничивается общением со своими менеджерами, что для него удобнее. Какой-то методы я не вижу – по-моему, встав во главе области, он просто выполняет данное ему поручение.  

Алексей Громский, представитель АПЭК в Новгородской области:

Можно считать успехом губернатора Андрея Никитина по итогам года его работы то, что ему удалось одновременно сохранить личные контакты на федеральном уровне и, одновременно, наладить прочную связь с конструктивной частью деловой и политической элиты в регионе.

Символично, сегодня в Москве проходит форум «Наставник – 2018» и Новгородская область представлена широко и объёмно. Капитан-директор Николай Варухин, например, ещё на этапе подготовки подключился. И, надо понимать, что подобные мероприятия служат своеобразным «смотром» для федеральных министерств, головных организаций, чьи филиалы работают в Новгородской области, и прогосударственных фондов. В том числе, по их итогам принимаются решения о выделении дополнительных средств на развитие тех или иных проектов.

То есть, с одной стороны мы видим, как Андрей Никитин постоянно «напоминает» федеральному центру о Новгородской области, и делает это весьма успешно. Взгляните хотя бы на результаты зимнего распределения грантов Президентского фонда. Дополнительные средства пришли на решение силами НКО острых проблем, а не на какую-то «приятную Москве» гражданскую активность, как бывало ранее.

А с другой стороны, и новгородцы действительно готовы к совместной работе с губернатором, в том числе, берут на себя часть нагрузки – что особенно актуально на фоне вдумчивого процесса административной реформы, формирования новой структуры правительства.

И вот то, что формирование правительства, наполнение его кадрами, явно затянулось, можно назвать временной неудачей Андрея Никитина. Ясно, что правительству, сформированному на основе открытого конкурса, нужно будет еще притереться друг к другу, сработаться. Но это, увы, закономерная обратная сторона открытого способа формирования команды.

Недочеты можно увидеть и в системе мониторинга проблем, с которыми сталкиваются в повседневной жизни граждане. Увы, в муниципальных администрациях давно приучены скрывать проблемы, пока они не превратятся в катастрофу. Это не только у нас в регионе бытует такая «дурная традиция». Технические средства обеспечить объективный мониторинг не позволяют пока, хоть начало их применение и производит настоящий «разрыв шаблонов» у тех, кто привык не мобильное приложение использовать, а воспетые классиком «сто тысяч курьеров». Волонтёрскую сеть, хоть и пытались, также раскинуть пока не удалось… . Ну, да – Год волонтёра в помощь!

Радует позитивный настрой губернатора, его желание работать и нацеленность на результат. Оптимизм, как известно, заразителен – это должно помочь!

Сергей Кузьмин, глава Окуловского района:

Я не сторонник скоропалительных выводов. Поживём-увидим! Многое делается, но время требует ещё большего. Оценку поставит время. Мир для всех нас с помощью Никитина стал больше. Многие федеральные «двери» открылись. Хотя, открыли мы сами. Он только подсказал, подтолкнул... А вот как воспользуемся, опять же, уже покажет время.

Один год-не срок. Хотя и на старте уже многое сделано.

Сергей Трояновский, председатель Новгородского общества любителей древности: 

Сейчас общественность в области культуры пока в ожидании – каких-то решительных шагов в области культуры со стороны нового губернатора нет. Он, например, никак пока публично не отреагировал на скандал, назревающий в связи со строительством возле Петровского кладбища с церковью Петра и Павла на Синичьей горе. Вероятно, губернатор прежде всего занят разбором завалов в сфере экономики. Надеемся, что провозглашённый Год волонтёрства заставит обратить внимание и на нашу деятельность.

Татьяна Каминская, заведующая кафедрой журналистики Гуманитарного института НовГУ им. Ярослава Мудрого:

Могу оценить прошедший год с точки зрения использования властью символического капитала (такое исследование у нас осуществлялось при поддержке фонда РФФИ и Правительства области).

Символический капитал врио губернатора (поддержка президента, связь с федеральными элитами, руководитель правительственного агентства «АСИ») и символический капитал территории (памятники и практики средневековой старины, военно-патриотическое движение поисковиков «Долина») активно использовались как сторонниками, так и противниками новой власти в медиадискурсе как аргументы при оценке первых месяцев управления регионом.

Говоря о символическом капитале, мы соотносимся с концепцией франзуза Пьера Бурдье, имевшем в виду капитал доверия, капитал связей, репутацию, доброе имя, честь. А говоря о действиях врио губернатора, можно обсуждать именно символический капитал территории, обсуждать способы его капитализации или утраты.

В этом смысле «плюсами» для новой команды является использование символа Вечевого колокола (для обсуждения и решения проблем региона, подталкиваемое «снизу»), вступление губернатора в экспедицию «Долина», популярную в регионе.

В плане ошибок для получения доверия - путаница с названиями территорий региона, которую публично позволяла себе новая команда, нехарактерная технократическая лексика (типа «форсайт-сессии»), названная в прессе «модными аксессуарами АСИ» , дублирование уже существующих структур (например, создание «Руси новгородской»).

Стоит отметить, что с точки зрения исследователей, неучёт традиций, наработок и ценностей территории для власти, что называется, себе дороже. Символический капитал территории может быть как ресурсом власти, так и её камнем преткновения в борьбе за популярность и соблюдение условий общественного договора. 

Юрий Михайлов, новгородский бизнес-омбудсмен:

Прошедший год запомнился мне, безусловно, сменой главы региона и его команды. Многие должностные лица не смогли вписаться в новые требования исполняющего обязанности. В марте 2017 (отчётный доклад о проделанной работе за 2016) я уже докладывал Андрею Никитину и ощутил, что общие фразы типа «принять к сведению» в его лексиконе отсутствуют. Резко поменялось отношение главы региона к общественным объединениям бизнеса. От них уже не требовалось ритуальных подтверждений правоты действий власти, а конструктивные предложения по улучшению инвестиционного климата в области. Впервые «экономика» стала логичным фактором принятия решений. Однако всплыли проблемы, связанные с «дутыми» цифрами предыдущих экономических успехов. Недовыполнение доходов бюджета, природные катаклизмы сразу проверили на прочность новую команду в действии. Справились.

Нельзя сказать, что регион сильно изменился к лучшему. Пока ещё, только в головах людей, в их ожиданиях, стремлениях можно видеть перспективы качественных изменений отношения к экономике региона. Появились «точки роста»: «Медовый дом» с «Крестецкой строчкой», фирма «Пауэр», Пестовская ПЛК. И это все на фоне продолжающегося экономического кризиса. Даже успешные в прошлом предприятия оказались или в процедуре банкротства или близко к ней.

Усилия нового губернатора в прошедший период привели к тому, что нашу область посетило невиданное доселе количество важных людей государства. Мы (бизнес) узнали новые институты поддержки и развития. Кое кто испытал их на себе. И это даёт основания считать, что эти меры, вместе с перестройкой сознания, приведут в скором будущем к качественным изменениям.

Мы перестаём врать сами себе, а значит более объективно оцениваем ситуацию и строим на этом планы. Необходимо продолжать эту работу. Привлекать в неё новых, молодых управленцев. А для себя, хочу выстроить более тесное взаимодействие с новой командой губернатора, с целью понимания всеми сторонами, что защита законных прав и интересов бизнеса - это элемент создания благоприятного инвестиционного климата, где предпринимателя слышат, поддерживают и дают творить. При этом уважают, не кошмарят по пустякам и считают партнёром.

Александр Жуковский, социолог:

Основным результатом 2017 года в Новгородской области стала полученная политическая пауза. Регион находился в аморфном состоянии и тихо деградировал, на фоне «активности» губернатора и его СМИ. Объявление о смене губернатора встряхнуло и взбодрило население. Тема смены губернатора, хоть и активно обсуждалась в узких кругах специалистов и блогеров, для основного населения свалилась «как снег на голову». Шумовые эффекты, сопровождающие «пересменку», внушали некоторый общественный оптимизм и на время скрыли ряд странных обстоятельств, которые стали заметны в процессе. В частности, становилось все заметнее, что смена губернатора концептуально и технологически не подготовлена, выбор Центром кандидата в губернаторы случаен, не готов и сам регион. Накопившийся критический потенциал в регионе не был изучен, нейтрализован, и не использован в «мирных целях». Фон нарастания противостояния власти и населения приостановился, но не ушёл из текущей повестки. Если кому то в Новгородской области, России для «чего-то», как цель нужна была пауза, то она получилась! Также, на примере конкретного региона, получил подтверждение появившийся некоторое время назад в федеральных СМИ термин: «транзит власти».

Действительно, чтобы получить эту паузу область почти целый год тренировали новыми терминами, новыми возможностями, новыми обещаниями… но что-то и случилось.

Произошёл некоторый прорыв в риторике, поддерживающей деятельность сервисных к управлению служб, которые были выдавлены из управленческой практики Новгородской области в периоде 2007-2017 гг. Получили движение и некоторое «ускорение» темы: региональное проектное управление, информационная и кадровая политики, общественная активность, малый средний бизнес, туризм, инвестиционные поиски, транспортная инфраструктура, цифровые технологии.

На фоне некоторых текущих косметических новаций (о них лучше почитать в специальных, официальных СМИ) в регионе в указанных выше темах, за год так и не было сделано то, что должно было быть сделано в первую очередь - объективный анализ предшествующего периода регионального функционирования. Без такого диагноза, начавшаяся яркая работа по созданию стратегии регионального (муниципального) развития в начале 2017 года, объективно не могла быть создана и тихо исчезла из текущей повестки, под прикрытием процесса принятия очередного стандартного бюджета и некоторых федеральных, целевых выделений денежных средств.

Но самые интересные открытия и прорывы внутри паузы состоялись только в конце годового политического цикла. По итогам представленной новой структуры региональной исполнительной власти.

Под прикрытием слов, аргументов, мероприятий, подчеркивающих важность и необходимость внедрения проектных методов в регионе, по итогам объявленной в январе 2018 г. региональной реформы оказалось, что отраслевая инфраструктура регионального управления сохранилась почти в полном объёме и даже усилилась в названиях (стали министерствами). Значительно, аппаратно (бюрократически) расширился в названиях и уровнях административный аппарат. Как эти новации будут транслироваться на объект управления, не комментируется. Не создаёт ли «идейный блок» в исполнительной власти, конфликта интересов с законодательной властью региона?

Также после длительной полемики о судьбе Великого Новгорода, «миром, дружбой, жвачкой» закончились отношения с мэром областного центра. Заявленные реформы в местном самоуправлении, также «ушли» в паузу. 

Антоний Киш, главный редактор «Новгородского портала»:

Ошибочным было появление в регионе губернатора Никитина. Это я считаю кадровой ошибкой президента Владимира Путина, который, конечно, не Господь Бог и имеет право на ошибку.

Все шаги губернатора Никитина, от его нежелания выстроить диалог с обществом и вернуть прямые выборы мэра до создания нелепых министерств и попытки выстроить «информационный каркас» свидетельствуют о профнепригодности нынешнего губернатора.

Что необходимо сделать в первую очередь? Постараться провести выборы Путина на территории Новгородской области так, чтобы Андрея Сергеевича забрали обратно в Москву. Думаю, всем будет легче, и Новгородской области, и Андрею Сергеевичу. 

В целом, я согласен с оценкой, которую даёт в МК Никита Исаев.

Валерий Гайдым, лидер фракции КПРФ в Новгородской областной Думе: 

Не знаю, насколько это связано лично с руководством регионом Андрея Никитина, а не правительства в целом, но, безусловно, 2017 год запомнится всем новгородцам как год неоправданных надежд в плане социально-экономических изменений в области. Явно затормозилось развитие экономики, обрабатывающей промышленности, резко упали доходы в бюджет области, а это не могло не отразиться на решении социально-экономических проблем. Продолжился рост цен на товары, услуги, ЖКХ и тарифы. Всё это заслуги пришедшей команды, которая заметных подвижек не осуществила.

Те наработки, которые были сделаны губернатором, во многом были связаны с выборной кампанией в сентябре. Его поддерживали и делали финансовые вливания многие министерства, оно и понятно  нужно было оправдывать доверие президента.

2018 год связан с очередным витком цен и тарифов, причём чрезмерное удорожание жилищно-коммунальных услуг более чем в 2 раза выше реальной инфляции, вызвало законное возмущение новгородцев. Произошёл рост цен на перевозки пассажиров, что также не могло не сказаться на социальном благополучии новгородцев, и прежде всего жителей села.

Несмотря на то, что в области опять слеплен так называемый бездефицитный бюджет на 2018 год, он не вызывает гордости, за то, что нам удалось переломить ситуацию в развитии экономики.

На протяжении года шла кадровая чехарда, рассаживание чиновников в кресла. А это также не могло не отразиться на оперативности решения проблем. Зачастую наши обращения в те или иные департаменты и министерства оставались без ответа, или сами ответы носили формальный характер.

А те публикации, которые мы видим СМИ по заключённым договорам с потенциальными инвесторами, потуги, предпринимаемые в области инноваций, безусловно, не могут принести моментальных результатов. Поэтому будем ждать результатов в ближайшее время. Ведь рано или поздно придётся отвечать за проделанную работу.

Ксения Сергеева, общественный деятель:

К успешным решениям можно отнести сам факт отставки экс-губернатора Сергея Митина и назначение другого человека, просто потому что сменяемость власти сама по себе должна быть. Но эффект новизны быстро испарился и наступили будни.

Кадровые перестановки, осуществлённые новым ставленником Москвы, не привели на ключевые должности профессионалов, что стало очевидным уже в первые месяцы. Далее кадровый подбор на ключевые посты в Правительстве НО вызывал недоумение и обоснованную критику. Трудно обосновать назначение г-на Новичкова, к примеру, на должность советника губернатора по культуре: человек здесь получал зарплату, вероятнее всего, жил на съёмном жилье за счёт бюджета, а потом ушёл и итогов его деятельности просто нет. Та же история с турофисом «Русь Новгородская».

Более того, некоторых одиозных чиновников правительства Сергея Митина Андрей Никитин оставил на прежних местах: Вероника Минина, Евгений Богданова, Захар Ляшук и др. Мне трудно понять логику такой кадровой политики, учитывая высказывания Андрея Никитина об «идеальном шторме». Учитывая последующие назначения от Сергея Сорокина и Дронова до министра культуры Вербило, я бы охарактеризовала происходящее, как «кадровый балаган». Логично, что при таком кадровом подходе не стоит ждать изменений к лучшему. Их и не было. Экономика региона остаётся провальной, и федеральная помощь не меняет ничего, учитывая, что деньги эти можно назвать предвыборными подарками.

Главными ошибочными шагами можно назвать нежелание, отсутствие политической воли в необходимости пересмотра межбюджетных отношений. Межбюджетную политику в отношении Великого Новгорода я бы назвала грабительской и в этом отношении Андрея Никитина можно называть последователем Сергея Митина, что в перспективе убивает местное самоуправление и без того еле живое. Поскольку я более года являюсь инициатором законодательной инициативы в региональный парламент по децентрализации полномочий по общественному транспорту, то могу сказать, что за год не были услышаны ни мои доводы, ни доводы экспертов из надзорного ведомства, ни депутаты горДумы, поддержавшие мою инициативу, ни в конце концов, жители.

Сергей Митин, бездумно и безответственно начал уничтожать общественный транспорт, а Андрей Никитин продолжает эту практику. Прибавим к этому проблему покидающих регион врачей, проблемы ветхого жилья и полностью проваленного управления в муниципалитетах, где в большинстве случаев уже руководят избранные по конкурсу главы. Увы, я не вижу ни одного удачного решения. Андрей Сергеевич выглядит оторванным от жизни и проблем региона. Ему интереснее рассказывать на форумах нечто посторонним людям, но его не интересуют проблемы жителей Демянского района, которые уже показывают на белорусских телеканалах, неинтересны проблемы Крестецкого района и Боровичей. Можно, конечно, говорить о необходимости принятия тех или иных решений, но мы об этом говорили на публичных слушаниях, которые губернатор проигнорировал, чем продемонстрировал неуважение к мнению общественности, в связи с чем любые обращения к нему и пожелания выглядят бессмысленными.

Андрей Никитин неоднократно говорил, что он не политик, и это полностью соответствует действительности, как показало время, и это самая главная проблема. Не стоит занимать должность политическую и не быть политиком. Андрею Сергеевичу в 2018 году стоит принять лишь одно политическое решение - уйти в отставку, учитывая, что у Новгородской области нет никакого временного, экономического запаса для экспериментов над собой. От этого выиграем и мы, жители региона, и сам Андрей Сергеевич.

Алексей Чурсинов, лидер фракции ЛДПР в облДуме:

Пожалуй, самым значимым в прошедшем году была сама по себе смена части команды власти и изменение вектора развития региона на признание наличия значимых проблем в области. Я помню, с какой надеждой год назад вдруг все заговорили о смене власти в регионе, как многие, набравшись храбрости, стали рассуждать о перспективах уголовного преследования в отношении старого руководства, что вот теперь-то область вырвется из цепких рук зарвавшихся чиновников и жизнь простых граждан пойдёт вверх. И правда, первые шаги нового руководства дали всем нам надежду, но к сожалению, они так и остались первыми шагами, других не последовало. И, забегая вперёд, прошедший год можно охарактеризовать, как год полумер, как будто храбрости хватило только на первый шаг...

Оценку действий новой команды в нашем регионе дали сами жители области, явка на губернаторских выборах составила «рекордные» каких-то 28%, и то в кулуарах поговаривают, что и в этой цифре не обошлось без «художника». В принципе, и этим все сказано.

И напоследок, нежелание новой власти выстраивать коммуникационные связи с представителями местного населения породит в будущем более серьёзный кризис, чем почти десятилетнее правление старой команды, к которой вопросы так и не озвучены...

***

К разговору на тему сделанного, свершённого, а может быть и упущенного вернёмся через год. С высоты 2019 года можно будет с полной уверенностью сказать, что всё было в руках членов новгородского правительства и самого губернатора: и никто не мешал... Ремонтировать дороги, поднимать целину и привлекать инвестиции.