Новгородская мэрия намерена доказать, что и насильно можно быть милой

Сегодня, 12 декабря, в мэрии Великого Новгорода состоятся публичные слушания по изменению правил городского благоустройства. Предлагается в Правила, утверждённые решением Думы Великого Новгорода № 230 от 18.11.2008 г. (с многими изменениями), внести ещё одно, ключевое: «На территориях многоквартирных домов запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянки, кроме гостевых».

Между тем, согласно Федеральному закону «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» № 189 от 29.12.2004, «в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме» (ст.16.1). И варианты использования его с толком – по согласованию с мэрией, которая сильнейшим образом озабочена сегодня формированием комфортной среды, – должны быть, по логике, предусмотрены. Ведь, по закону, владельцы квартир в многоквартирном доме могут сдавать часть придомового участка в аренду. При этом заработанные деньги – тратить на нужды дома. Например, на ремонт или оплату общедомовых коммунальных платежей.

Кстати, Минпромторг РФ уже подготовил поправки в закон о торговле, упрощающие организацию нестационарной и мобильной торговли. «Принятие изменений в закон о торговле направлено на решение проблем функционирования рынка розничной торговли, а также является инструментом обеспечения баланса интересов участников торговой деятельности и, как следствие, влияет на формирование розничных цен на продукты питания», – сообщила, в частности, пресс-служба федерального правительства ещё 11 марта 2015 года.

Да, проблема существует, но ставить её сегодня в ряд самых актуальных было бы преувеличением. Это, во-первых, подтверждается и принятой в январе 2015 года «Стратегией развития торговли в РФ на 2014-2016 гг. и период до 2020 г.». Заявленной целью там тоже значатся развитие многоформатной торговли, снижение административных барьеров и стимулирование предпринимательской инициативы.

А во-вторых, обратите внимание на темпы работы над законопроектом. Только 12 мая с.г. (по истечении двух лет!) Минпромторг объявил о завершении работы над ним. А ещё через месяц (20 июня) заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов через издание «Ведомости» предостерег горячеголовых, дескать, «закон о нестационарной и мобильной торговле Госдума должна принять до конца 2017 года».

Впрочем, в промежутке между датами руководитель экономического департамента (тогда ещё, а ныне вице-губернатор) Евгений Богданов озвучил своё понимание запланированной инновации – «передать полномочия по регулированию альтернативных форматов торговли на уровень субъектов Федерации» (подробнее см. «ВНовгороде» от 25 мая с.г.). Это, конечно, оригинальная трактовка документа. Представьте, как департамент разрабатывает схему размещения ларьков и киосков в Холме, Марёве и прочих райцентрах.

Между тем, замминистра Евтухов, словно услышав нашего шефа экономического департамента, выступая на ПМЭФ счёл необходимым предупредить не руководителей субъектов РФ, готовых включиться в регулирование, а «власти отдельных городов». Он сказал с высокой трибуны форума: министерство не согласно, что «такие форматы (нестационарные объекты – Г.Р.) уродуют город. Спрос можно простимулировать, если будет инфраструктура, позволяющая человеку приобретать товары рядом с домом». А спрос стимулировать нужно, так как объём розничной торговли за два последних года снизился на 15%.

Азарт, с каким наша мэрия вдруг устремилась на обгон областного правительства и федерального министерства, объяснить трудно. Однако запретительные намерения несут самую радикальную форму. В цитированном в первом абзаце этих заметок фрагменте, коренным образом меняющем подходы в благоустройстве территорий МКД, нет даже либерального: «без согласования с администрацией города». Запрещается и баста!

Мэрия, предлагая внести запретительный пункт 4.5 в правила благоустройства, фарисейски заботится о чистоте дворов. И прячет глаза, делая вид, что, скажем, разрешения на открытие в первых этажах МКД рюмочных и кафе – это совсем другая история. Это во-первых. Во-вторых, придомовая территория не имеет чётких границ и не заключается только земельным участком со стороны входа в дом (подъездов). На этой территории могут оказаться и расположенные, на наш взгляд, вне двора киоски «Роспечати», «Лактиса», «Новгородхлеба» и т.д.

Автор отнюдь не настаивает на том, чтобы будки сапожников и пивные ларьки были в каждом дворе. Всему есть разумный предел – и запретам, и разрешениям. Мне известен случай из газетной практики «Новгородских ведомостей», когда жилец почти два года обивал пороги различных учреждений, чтобы с его балкона сняли рекламный щит. На сей счёт было решение суда в пользу жильца, но не было согласия мэрии. Что ж, теперь под видом заботы о горожанах власть намерена рубануть с плеча – размещать запрещается! – и умыть руки? Очень похоже.

Хотя самое разумное, наверное, было бы не городить свой огород, а дождаться, когда будет принят федеральный законопроект. Тем более, что Виктор Евтухов уверяет, что там «детально описаны все права и обязанности малого бизнеса, в том числе и роль местных и региональных властей в развитии торговли».

Фото Кирилла Привалова