Правительство просит приравнять губернатора к федеральному министру.

Назначенное на 25 октября заседание областной думы определит конфигурацию исполнительной власти в регионе на неопределённое будущее. Соответствующий законопроект был внесён как дополнение к повестке заседания 19 октября.

Вообще-то согласно ст.28-4 Регламента Новгородской областной Думы «проект повестки дня заседания областной Думы подписывается председателем областной Думы не менее чем за восемь календарных дней до дня заседания». А соответствующие документы «предоставляются депутатам не позднее, чем за семь календарных дней». Но если нельзя, но очень хочется, то можно. Новая структура должна заработать с 1 января 2018 года. Конечно, время есть, но как поведут себя депутаты? Вдруг проект не пройдёт с первого раза. Вдруг его вообще исключат из октябрьской повестки. А год-то на излёте…

 

Унификация и аккумуляция

Вот написал о возможных сомнениях авторов законопроекта, а откуда им взяться? Вкратце суть изменений состоит в том, что на смену департаментам придут министерства, которые будут заниматься государственной политикой и нормотворчеством, а «исполнение государственных функций будет преимущественно возложено на Комитеты». Да, ещё! Появится новый орган исполнительной власти – администрация губернатора, «орган по обеспечению деятельности Губернатора Новгородской области и Правительства Новгородской области» с собственными юридическим лицом и гербовой печатью.

Как и было обещано, «принятие проекта областного закона не повлечёт за собой дополнительные расходы из областного бюджета». Просто старые нормы «в целях унификации законодательства признаются утратившими силу с аккумуляцией» в новые. Понимаете? Это не оптимизация (поднадоевшая и скомпрометировавшая себя), а унификация и аккумуляция.

Впрочем, «неповлечение» было актуально около суток, потому что 20 октября в парламент прилетел ещё один проект областного закона – об оплате труда в органах государственной власти региона. А как без этого? Был ты, допустим, вице-губернатор или руководитель департамента, а стал министр. И что – на той же зарплате, которая как пишет в пояснительной записке к законопроекту руководитель департамента госуправления Анна Бирюкова, «система оплаты труда в государственных органах Новгородской области на протяжении многих лет не менялась».

 

Необходимо экономить?

Должен сказать, что г-жа Бирюкова здесь не совсем искренна. Только с 2013 по 2016 годы в областной закон «Об оплате труда в органах государственной власти…» были внесены различные изменения путём принятия 11 областных же законов! Например, 27 марта 2015 года облзаконом № 748-ОЗ «на период с 1 апреля 2015 года по 31 декабря 2015 года в 1,1 раза было уменьшено денежное содержание губернатора Новгородской области».

Однако сегодня очевидно, что это никуда не годится, пишет Анна Бирюкова, ведь «за последние годы существенно изменился подход к решению ключевых задач органов государственной власти – определён вектор в сторону проектного управления».

Должен заметить, губернатор Андрей Никитин говорит, что в следующем году «бюджет очень жёстким будет в плане того, что необходимо экономить» (с начала 2017 года госдолг региона сократился только на 200 млн. рублей – до 15,2 млрд.). Стало быть, «подход к решению ключевых задач» был таки не самым изящным. А что «вектор проектного управления» определён, так ведь не факт, что определён верно. Следовать вектору будут люди (хоть бы их и министрами обзови) и вполне могут сбиться с пути или пойдут медленно.

Тем не менее, в правительстве сочли, что аргументация приведена достаточно сильная. Унификация и аккумуляция неизбежны. Но для этого следует в первую очередь пересмотреть систему оплаты труда «лиц, замещающих государственные должности».

 

Равный министру

Итак, согласно проекту закона «Об оплате труда в органах государственной власти, иных государственных органах Новгородской области» (статья 3) «размер базового денежного вознаграждения (БДВ – Г.Р.) Губернатора Новгородской области устанавливается в размере денежного вознаграждения федерального министра», которое сегодня составляет 81 513 рублей в месяц, «и надбавки за особые условия исполнения полномочий в размере 50 процентов БДВ».

Кстати, в 2016 году должностной оклад губернатора составлял 13 960 рублей в месяц, а денежное содержание (ежемесячное) – 185 042 рубля. Плюс единовременная выплата (52 365 рублей) к отпуску.

Кроме того, с 1 января 2018 года «ежемесячное денежное поощрение Губернатора Новгородской области устанавливается в размере 0,8 БДВ».

Кроме того, «Губернатору Новгородской области устанавливается ежемесячная процентная надбавка к БДВ за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 75 процентов».

Кроме того, Приложением №1 к законопроекту предлагается установить госслужащим «размеры единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска». Губернатору – 64,2% БДВ.

 

Скованные одной цепью

Замечу, что все эти доплаты и надбавки бетонируются положениями статьи 2 законопроекта. В ней говорится: «Денежное содержание лиц, замещающих государственные должности Новгородской области, состоит из: 1) ежемесячного денежного вознаграждения; 2) ежемесячного денежного поощрения; 3) ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 4) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; 5) иных выплат, предусмотренных федеральным и областным законодательством». Само собой наиболее гибким является 5-й пункт «иные выплаты». Это, рассуждая гипотетичечски, могут быть премии как за открытие «Кванториума», так и за проложенный «вектор управления». И уж точно доплатят за классный чин. Например, действительный государственный советник 1 класса получит 37% к окладу, 2 класса – 35%, то есть – до 30 тысяч рублей… Так что 250 тысяч в месяц – это стартовая зарплата губернатора.

Не обижены останутся и соратники. В крайнем абзаце статьи 3 законопроекта отмечено, что «размеры базового денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Новгородской области, устанавливаются в процентном отношении к базовому денежному вознаграждению губернатора». Например, первый вице-губернатор получит ежемесячное БДВ – 73,7% от губернаторского; вице-губернатор – 69,9%; министр правительства – 54,3% и так далее со всеми накрутками.

 

Вместо эпилога

Замечу (ну, для контраста), что на этом же заседании дума должна рассмотреть предлагаемые правительством изменения величины прожиточного минимума ребёнка (ПМР) на 2018 год. Сегодня величина ПМР в Новгородской области, установленная в 2017 году областным законом от 25.11.2016 № 27-ОЗ, составляет 10 193 рубля. Разработчикам законопроекта показалось, что это так солидно, что в 2018-м её предлагают не менять. Хотя, по методике расчёта, могли бы снизить на 54 рубля.

Это как в анекдоте: мог бы бритвой полоснуть, но не стал. Потому что – добрый.

Фото: lori.ru